Психологические трудности дошкольников

Страница 4

Через экспериментальную ситуацию проводились все дети исследуемых групп, по трое в сеанс. Используя обычные детские игры («За рулем», игрушечная железная дорога) в качестве тестирующих методических приемов, мы стремились по возможности нивелировать искусственность создаваемых ситуа­ций, приблизить условия эксперимента к реальной детской игре.

Первые наблюдения за детьми исследуемых групп позволили обнаружить, что, наряду с играющими контактными, встречаются малообщительные дети. Мы выделили 11 мало­общительных ребят, которые стали объектом специального экспериментального исследования. Кроме малообщительных спе­циальному изучению подверглись 8 детей, чья игровая деятель­ность сопровождалась открытыми конфликтами со сверстниками.

Рассмотрим сначала данные обследования малообщительных детей. Прежде всего мы попытались выявить объективную картину их общения со сверстниками. В связи с этим была использована методика срезовых замеров структуры группы. Результаты первого срезанного эксперимента показали, что у всех выделенных 11 детей действительно снижены основные динамические характеристики общения по сравнению с остальными: невелико количество кон­тактов со сверстниками, сужен круг общения, отсутствуют изби­рательные контакты (важный показатель качественной стороны общения). Вместе с тем высок процент времени, проводимого в одиночной игре. Для примера обратимся к средней группе детско­го сада № 327.

Приведенный материал срезов, как нам представлялось, является объективным подтверждением предположения о сущест­вовании серьезных осложнений в отношениях малообщительных детей с их сверстниками.

Малая общительность – объективно существующее явление, у таких детей резко снижены основные характеристики общения по сравнению с остальными членами группы. Малая общительность в большинстве рассматриваемых случаев свидетельствует о наличии конфликтов между ребенком и сверстниками, о чем говорят суженность ее сферы, неучастие ребенка в стабильных игровых объединениях детей, отсутствие взаимных симпатий между детьми.

Таблица 1.

Сравнительные результаты 1-го и 2-го срезовых экспериментов

Дети

Интенсивность общения

(кол-во контактов)

Экстенсивность общения

(широта круга общения)

% случаев одиночной игры

Гера А.

76/70

16/17

12/14

Вова Л.

69/50

15/10

26/28

Алла Г.

80/86

19/17

10/6

Оля Г.

92/68

15/16

14/16

Света Г.

80/76

18/17

4/2

Надя К.

80/52

12/10

20/40

Женя Н.

00/76

17/15

3/6

Оля П.

54/48

10/7

34/46

Света С.

69/40

11/7

22/26

Алла С.

96/80

19/17

6/8

Маша С.

92/80

22/24

4/6

Кирилл Т.

62/54

4/12

9/20

Илья К.

65/15

17/12

28/24

Сережа Ж.

80/72

18/18

18/24

Настя Н.

100/94

17/17

17/18

Миша Т.

80/76

20/19

11/2

Кирилл Ж.

96/96

18/18

2/8

Олег У.

80/80

16/16

6/10

Алеша Н.

72/72

19/20

3/3

Лепя Л.

70/72

16/22

10/10

Дима Н.

73/74

22/20

12/10

Таня А.

60/52

14/7

24/36

Люда В.

80/78

19/20

4/6

Сергей 0.

96/98

17/18

4/2

Миша 0.

70/90

16/17

10/0

Лена С.

76/76

20/16

17/16

Лена Т.

88/80

19/19

3/4

Средние данные по

группе

79/72

17/16

12/10

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Социо-культурные факторы воздействия на человека как средство воспитания
Воспитание можно рассматривать как воздействие различных социокультурных факторов на становление личности. Социокультурный подход предполагает необходимость формирование ценностного и на его основе ответственного отношения человека к окружающему миру, как основы для "вхождения" в Культуру ...

Свойства знаний
· Знания могут обладать разными качествами. Согласно И.Я. Лернеру, В.М. Полонскому и др., таковыми, например, являются: o системность, o обобщенность, o осознанность, o гибкость, o действенность, o полнота, o прочность (рис. 2). · Знания, приобретаемые в процессе обучения, характеризуются различной ...

Роль дошкольно-образовательного учреждения в развитии ребенка
Дошкольно-образовательное учреждение, являясь первой ступенью образования, выполняет множество функций. Среди задач, стоящих перед детским садом, главной является всесторонне развитие личности ребенка. На занятиях, предусмотренных программой обучения и воспитания в детском саду, ребенок получает сп ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru