Психологические трудности дошкольников

Страница 3

анкетирования.

В качестве экспериментальной деятельности для изучения самооценки и притязаний ребенка использовалась работа по выкладыванию узоров из мозаики по образцам. Мозаика состоя­ла из элементов, окрашенных в четыре цвета. Образцы отлича­лись как сложностью построения узоров, так и их количеством. Для большей наглядности величина карточек-эталонов зависела от сложности рисунка (чем больше карточка, тем сложнее изображение).

Опыты проводились индивидуально. Во время сеанса перед ребенком ставились коробка с мозаикой и набор карточек-эталонов, которые раскладывались четырьмя стопками в порядке возрастания сложности. В каждой стопке карточек было четыре разных рисунка одной степени сложности.

Испытуемому давалась инструкция: «Я у всех ребят проверяю, как они умеют играть в такую мозаику. Здесь у меня есть карточки с картинками. На каждой карточке нарисован узор, какой можно выложить из мозаики. Узоры разные: есть трудные, а есть легкие. Самые легкие узоры нарисованы на маленьких карточках, на карточках побольше – узоры потруднее, еще побольше – еще потруднее и т.д., самые трудные нарисованы на больших карточках. Сейчас ты будешь выкладывать некоторые из узоров. Какие сам захочешь. Если ты правильно и быстро выложишь узор, то получишь хорошую отметку – «плюс». Если сделаешь неверно или не успеешь вовремя выложить узор, то получишь плохую отметку – «минус».

Убедившись, что испытуемый правильно понял и усвоил инструкцию, ему предлагалось приступить к выполнению зада­ния.

Анкетирование родителей, воспитателей, а также опросниками для детей выяснились объективные условия воспитания ре­бенка в семье (образование родителей, их профессии, жилищ­ные условия и т. и.). С помощью этого метода были получены и другие качества личности ребенка, его интересы и успехи в различного рода деятельности.

Кроме того, были составлены специальные опросные листы для беседы с родителями. Они позволяли выяснить некоторые особенности психического и физического развития ребенка (начиная с момента рождения), родителей и близких родственников, их характеро­логические свойства, а также ряд субъективных условий жизни в семье. В связи с задачами нашего исследования была подготовлена специальная анкета для воспитателей и родителей детей с особо осложненными отношениями со сверстниками. Использован тест-опросник родительского отношения (А.Я.Варга, В.В. Столин) (Приложение №2).

Родительское отношение понимается как система разнооб­разных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стерео­типов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

Предлагаемый опросник действительно учитывает особенности родительского отношения лиц, испытывающих трудности в вос­питании детей.

В этом возрасте влияние семьи особенно показательно. Мы обследовали семьи детей с трудностями в отношениях для ознакомления с бытом. У врача детского сада были полу­чены сведения о состоянии здоровья детей.

Наблюдение за детьми проводилось в процессе игр со сверстниками. Для выявления характера мотивов, которыми руководство­вались дети в совместной игровой деятельности, использова­лась игрушечная железная дорога. Эта игра может быть отне­сена к приемам, рассматриваемым в качестве теста «спра­ведливости» поведения детей. Тестовость создается конфликтностью игровой ситуации – наличием нескольких претендентов (вместе объединялось не более трех) на выполнение увлекательно­го игрового действия (осуществить пуск с помощью рычага управления пульта, подключенного к электрической сети) и воз­можностью в каждый данный момент удовлетворить потребность только одному.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Система коррекционной работы по устранению аграмматической дисграфии у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи
Проблема диагностики и коррекции причин трудностей в обучении русскому языку учащихся младших классов школы V вида особенно актуальна. Аграмматическая дисграфия связывается с недоразвитием у детей лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений. Ош ...

Обзор научно-методической литературы по использованию игровых обучающих ситуаций в курсе «Окружающий мир» в начальной школе
Психологи и педагоги уже давно проявляют интерес к детской игре. Несмотря на это, проблема целенаправленного формирования игры у детей дошкольного и младшего школьного возраста с целью их развития и воспитания возникла лишь во второй половине XX века. В трудах психологов XIX и начала XX в. игра рас ...

Актуальные вопросы обучения в современной педагогической психологии
Современные условия требуют строить обучение на новых принципах с учетом специфики мышления современного человека. Как отмечают исследователи, в начале XXI в. появились новые подходы не только к обучению, но и образованию вообще. Ученик (школьник, студент) стал относиться к образованию как путевке ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru