Психология восприятия картинки в раннем возрасте

Страница 1

Как уже отмечалось, познание начинается с ощущений и восприятий окружающих предметов, образы которых сохраняются в представлении и памяти. Оно происходит в процессе активного взаимодействия ребёнка с действительностью, в процессе так называемых практических проб, которые позволяют ему лучше познакомится с особенностями предметов ближайшего окружения.

Прежде чем узнать изображение и обозначить его словом ребёнок должен неоднократно видеть их и действовать с ними, обследовать их свойства. Поэтому занятиям с картинками (картинами) должны предшествовать наблюдения и действия с реальными предметами. Ведь картинка (картина) – это лишь «знак» самого предмета, его плоскостное изображение. Да и оно не всегда совпадает с тем, с чем малыш встречался в реальной жизни. Например, его чашечка или чашка его мамы не похожи на ту чашку , что нарисована на картинке, но ребёнок узнаёт предмет и называет его, вытягивая губы трубочкой (имитирует процесс питья). Это говорит о том, что у ребёнка сформировались обобщённый образ предмета и обобщённое представление о его назначении и способе использования. Это сложный мыслительный процесс, включающий сенсорную память, т.е. представление об особенностях внешнего вида предмета и о его функциональном назначении. Представление - это возникающие в мозгу наглядные образы воспринимавшихся ранее предметов и явлений. Итак, у ребёнка должно возникнуть представление о предметах, что делает возможным их узнавание на картинках.

Следует учитывать, что восприятие предметов (предметы быта, игрушки и пр.) на 2-3 году ещё очень поверхностно, но чем чаще и разнообразнее малыш действует с предметом, тем легче узнаёт его на картинке.

Прежде чем приступить к занятиям, необходимо научить детей рассматривать изображение (рисунок, картину, картинку), т.е. понимать особенности плоскостного изображения. Установлено, что маленькие дети ещё не умеют последовательно «изучать» изображения предметов по контуру взглядом. Они «выхватывают» наиболее яркую часть рисунка и акцентируют внимание на ней, «не видя» изображение в целом.

Вот почему рассматриванию изображения следует учить, как и обследованию с помощью руки объёмного предмета ( ощупать, обвести по контуру). Обучение этим действиям ориентировочного и исследовательского характера должно идти параллельно, потому что «глаз учит руку, а рука учит глаз».

Исходя из вышесказанного, становится понятным, почему детям раннего возраста для рассматривания вначале следует давать изображения отдельных предметов (предметные картинки), простых по форме (легко «обтекаемых» взглядом), без лишних отвлекающих внимание деталей (например, мяч, яблоко, огурец, матрёшка, лопата, ведро и т.п.).

При рассматривании картинок взрослый обводит пальцем ребнка изображение по контуру, называя изображённый предмет, побуждает к повторению. Так с помощъю фиксирующего действия происходят зрительный анализ рисунка, а затем синтез, т.е. умение видеть предмет в целом, с деталями и особенностями.

Изображение, используемое в качестве дидактического материала по развитию речи и мышления, поистине уникально, т.к. является, если можно так выразится двойной знаковой системой: с точки зрительного восприятия, изображение – знак предмета (при его отсутствии как такового); с точки зрения слова, изображение – «сигнал сигналов». А это способствует развитию символической функции мышления, формированию интеллекта, т.к. информация об окружающем мире поступает к нам в символической форме. Мозг ребёнка должен быть подготовлен к столь сложной мыслительной деятельности. Этому способствуют занятия с картинками и картинами.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Мировоззренческие убеждения и действительность
Убеждения, как и знания, есть субъективное отражение объективной реальности, результат усвоения коллективного и индивидуального опыта людей. Как и знание, сознание отдельного человека существует только в связи с сознанием общественным. Отдельные люди усваивают ("присваивают") знания, нако ...

Эволюция исследований в области развития речи детей дошкольного возраста
Научные исследования ряда психологов и педагогов показали, что именно дошкольное детство является особенно сензитивным к усвоению речи. Следовательно, лингвистическое воспитание ребенка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке. Важнейшим условием полноц ...

Особенности урока иностранного языка
У урока иностранного языка своя специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru