Психология восприятия картинки в раннем возрасте

Страница 1

Как уже отмечалось, познание начинается с ощущений и восприятий окружающих предметов, образы которых сохраняются в представлении и памяти. Оно происходит в процессе активного взаимодействия ребёнка с действительностью, в процессе так называемых практических проб, которые позволяют ему лучше познакомится с особенностями предметов ближайшего окружения.

Прежде чем узнать изображение и обозначить его словом ребёнок должен неоднократно видеть их и действовать с ними, обследовать их свойства. Поэтому занятиям с картинками (картинами) должны предшествовать наблюдения и действия с реальными предметами. Ведь картинка (картина) – это лишь «знак» самого предмета, его плоскостное изображение. Да и оно не всегда совпадает с тем, с чем малыш встречался в реальной жизни. Например, его чашечка или чашка его мамы не похожи на ту чашку , что нарисована на картинке, но ребёнок узнаёт предмет и называет его, вытягивая губы трубочкой (имитирует процесс питья). Это говорит о том, что у ребёнка сформировались обобщённый образ предмета и обобщённое представление о его назначении и способе использования. Это сложный мыслительный процесс, включающий сенсорную память, т.е. представление об особенностях внешнего вида предмета и о его функциональном назначении. Представление - это возникающие в мозгу наглядные образы воспринимавшихся ранее предметов и явлений. Итак, у ребёнка должно возникнуть представление о предметах, что делает возможным их узнавание на картинках.

Следует учитывать, что восприятие предметов (предметы быта, игрушки и пр.) на 2-3 году ещё очень поверхностно, но чем чаще и разнообразнее малыш действует с предметом, тем легче узнаёт его на картинке.

Прежде чем приступить к занятиям, необходимо научить детей рассматривать изображение (рисунок, картину, картинку), т.е. понимать особенности плоскостного изображения. Установлено, что маленькие дети ещё не умеют последовательно «изучать» изображения предметов по контуру взглядом. Они «выхватывают» наиболее яркую часть рисунка и акцентируют внимание на ней, «не видя» изображение в целом.

Вот почему рассматриванию изображения следует учить, как и обследованию с помощью руки объёмного предмета ( ощупать, обвести по контуру). Обучение этим действиям ориентировочного и исследовательского характера должно идти параллельно, потому что «глаз учит руку, а рука учит глаз».

Исходя из вышесказанного, становится понятным, почему детям раннего возраста для рассматривания вначале следует давать изображения отдельных предметов (предметные картинки), простых по форме (легко «обтекаемых» взглядом), без лишних отвлекающих внимание деталей (например, мяч, яблоко, огурец, матрёшка, лопата, ведро и т.п.).

При рассматривании картинок взрослый обводит пальцем ребнка изображение по контуру, называя изображённый предмет, побуждает к повторению. Так с помощъю фиксирующего действия происходят зрительный анализ рисунка, а затем синтез, т.е. умение видеть предмет в целом, с деталями и особенностями.

Изображение, используемое в качестве дидактического материала по развитию речи и мышления, поистине уникально, т.к. является, если можно так выразится двойной знаковой системой: с точки зрительного восприятия, изображение – знак предмета (при его отсутствии как такового); с точки зрения слова, изображение – «сигнал сигналов». А это способствует развитию символической функции мышления, формированию интеллекта, т.к. информация об окружающем мире поступает к нам в символической форме. Мозг ребёнка должен быть подготовлен к столь сложной мыслительной деятельности. Этому способствуют занятия с картинками и картинами.

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Содержание и структура обследования мышления и речи детей с ЗПР и детей с нормальным речевым развитием
Для исследования мыслительных операций и речи детям были предложены 10 различных тестов. Классификация. Исключение лишнего. Что в начале, что потом? Скрытый смысл картин. Нелепицы. Загадки. Времена года. Чего не хватает? Аналитические задачи. Пересказ текста «Утята». С №1 – №8 диагностики описаны в ...

Особенности управления начальной общеобразовательной школой в условиях перехода на ФГОС
Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребёнка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. С поступлением в школу ребёнок ...

Этиология и патогенез
Недоразвитие интеллекта может быть следствием влияния многих факторов, нарушающих развитие и созреванием мозга. Только среди экзогенных вредностей известно более 400 агентов, действие которых во время беременности способно нарушить процессы эмбриогенеза. Наряду с ними существуют патогенные факторы ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru