Организация личностно-ориентированного обучения в процессе обучения дизайну

Новое образование » Применение методики личностно-ориентированного обучения на уроках дисциплин дизайн-обучения » Организация личностно-ориентированного обучения в процессе обучения дизайну

Страница 1

Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. В любом учебном предмете, в особенности в изобразительном искусстве, где, кроме прочего, важен талант и эстетический вкус, уже заложенные генетически, ученик избирательно относится к содержанию, видам и формам учебного материала. Далеко не все понятия усваиваются учащимися, а только те, которые входят в состав их личного опыта, которые знакомы им. Поэтому начальной точкой организации уроков ИЗО является актуализация субъективного опыта, поиск связей. При личностно-ориентированном обучении важно учитывать избирательность ученика, его мотивацию, стремление использовать полученные знания самостоятельно, по собственной инициативе, в ситуациях, не заданных обучением.

Так как центром всей образовательной системы при личностно-ориентированном подходе является индивидуальность ребенка, что особенно ярко выражено на уроках ИЗО, то методической основой данного подхода можно считать индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, отсюда и основными организационными формами будут классно-урочная и индивидуально-дифференцированная. Но, так как рассматривается личностно-ориентированный подход на уроках ИЗО, а не в индивидуальной работе, то основным видом деятельности на уроках может являться система малых групп.

Так, например, в 5 классе темой третьей четверти является: «Декор: человек, общество, время». Дети знакомятся с такими понятиями как эмблема, герб, искусство Древнего Египта, Греции и т.д., особенности одежды и украшений в различных слоях общества. Конечно, все это детям отчасти знакомо, но с исторической точки зрения, а с искусствоведческим пониманием этих терминов они встречаются впервые. Для одних это сложно, так как приходится много работать в самостоятельно в поиске необходимой информации, чтобы создать для себя определенный образ, для других – сложно этот образ перенести на бумагу с помощью красок или мелков. Именно поэтому можно разделить весь класс на несколько поисковых групп. «Древний Египет», «Древний Рим», «Древняя Греция». А в своих группах дети сами делятся на подгруппы:

- «научные работники» (те, кто собирает материал);

- «художники-оформители» (те, кто иллюстрирует полученную информацию);

- «докладчики» (те, кто эмоционально, красочно доносит материал уже до всего класса).

На итоговых третьем и четвертом уроках группы создают по одной декоративной работе. Тема выбирается опять же самой группой. Это может быть и портрет представителя той страны, о которой они собирали материал, украшения, эскизы ваз, зданий, одежды, обуви и т.д. На таких уроках все ребята находят для себя интересный вид деятельности, каждый стремится проявить себя, применить свои творческие способности, организаторские или консультативные.

На уроках ИЗО важно инициировать субъективный опыт ребят, развить индивидуальные способности каждого ученика. Важно признать индивидуальность, самобытность, самоценность, особенно у тех, кто не видит в себе выраженные творческие навыки, особенно у них. Важно дать детям возможность свободного выбора элементов и видов работы, позволить им самостоятельно определиться, самореализоваться в том или ином виде деятельности, конечно, прежде познакомив их с различными видами творчества. Некоторые учащиеся умеют мыслить только точными категориями, но не умеют фантазировать или же свои фантазии изобразить на бумаге, в таких случаях очень помогает личностно-ориентированный подход.

В 6 классе в третьей четверти на нескольких уроках ребята знакомятся с темой «Портрет». Тема довольно сложная, требующая наблюдательности, внимания и, конечно, усердия. Сначала они учатся изображать портрет человека в соответствии с пропорциями, затем на основе полученных навыков рисуют графический портрет, пишут живописный портрет.

В программе сказано, что на итоговом занятии по теме «Портрет» ученики должны сделать зарисовки с портретов известных мастеров. Здесь опять можно предложить разделиться на несколько групп:

- уличные художники;

- художники-мультипликаторы;

- косметологи-визажисты;

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Сущность понятия «музыкальная выразительность исполнения»
Музыка, как и каждый из видов искусства, имеет свои особенности, свои условности, свои специфические черты. Вместе с тем, музыке неотъемлемо присущи качества, объединяющие ее с другими искусствами; говоря иными словами, музыка подчиняется общим законам искусства. Основным из этих законов является т ...

Типы, серии картин. Основные требования, выдвигаемые методикой к картине и работе с ней
Подбирая сюжетные картинки для рассказывания, необходимо учитывать, чтобы их содержание было доступно детям, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью. Для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколь ...

Понятие воспитания
Воспитание (в широком значении). Понятие воспитание трактуется в науке широко и многоаспектно. Отдельные определения этого понятия даны в трудах ученых, в том числе в Советском энциклопедическом словаре. (М., 1982, с. 248), в Российской педагогической энциклопедии (в 2-х тт. — М., 1993. — Т. 1. С. ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru