Принципы, цели и задачи эксперимента. Характеристика контингента

Страница 1

Диагностическая работа с детьми подчиняется основным законам диагностического исследования. Ребенок – это специфический объект исследования, его психика находится в стадии становления, развития, поэтому при ее изучении мы будем руководствоваться определенными принципами:

Принцип гуманизма – любое исследование должно способствовать развитию ребенка, а не тормозить его. Диагноз предполагает не только установление существующего уровня развития, но и выявление его резервов. При этом следует руководствоваться основным и важным требованием: «Не навреди!»

Принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, а не по аналогии с психическим развитием взрослого.

Принцип детерминизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другим, что оно вызывается целым комплексом причин. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей. Надо иметь в виду, что эти связи могут быть скрыты временными и преходящими явлениями. Причины могут носить биогенный, социогенный и психогенный характер.

Принцип развития психики в деятельности предполагает, что все психические особенности ребенка находятся в становлении и основным условием их развития служит та или иная деятельность. Деятельность – это не только одно из условий развития психики, но и один из аспектов ее изучения.

Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.

Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает последовательность. Необходимо исследовать не только взятые параметры – должны прослеживаться все стороны развития, с прогнозированием его хода. Важно определить место каждого свойства в общей структуре психики, его взаимосвязи со всеми остальными сторонами психического развития.

Эти принципы сформулированы Л.С. Выготским и развиты другими исследователями (С.Я. Рубинштейн, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев).

Прежде чем проводить обследование ребенка, необходимо:

¾ познакомиться с ребенком;

¾ изучить медицинскую документацию;

¾ уточнить сведения о раннем речевом развитии, а также выяснить, замечает ли ребенок свой речевой дефект, как к нему относится, обращались ли родители раньше к логопеду и каков результат;

¾ собрать сведения о семье, речевой среде;

¾проанализировать данные психолого-педагогического обследования.

Целью обследования является выявить особенности мышления и речи у детей дошкольного возраста с ЗПР. Для этого мною обследованы 10 детей с ЗПР различного генеза, из них 6 мальчиков и 4 девочки. 10 детей имеющих нормальное психическое развитие, из них 5 мальчиков и 5 девочек.

Возраст детей на момент эксперимента 6–7 лет.

7 детей посещают коррекционно-логопедическую группу № 6, детского сада№ 326 Московского района города Казани и 3 детей посещают коррекционно-логопедическую группу № 5, детского сада № 317 Московского района города Казани.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Распределение зарядов по поверхности
Эффективность работы приборов с электретами существенно зависит от распределения зарядов по поверхности электретов. Резко неоднородное распределение зарядов после приготовления электретов приводит к преждевременному их спаду из-за компенсации зарядов разного знака и из-за перераспределения их по по ...

Значение формирования словаря у детей раннего возраста
Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества и действия с ними. Дети усваивают слова необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими. Главное в развит ...

Проблема межпредметных связей педагогики современного периода
Современное состояние научного естествознания предстает как сложнейшая система наук, в составе которой функционирует множество научных дисциплин. Большинство из них непрерывно взаимодействуют, имея общие объекты научного познания. Взаимное проникновение наук отражает объективную диалектику природы. ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru