Диагностическая работа с детьми подчиняется основным законам диагностического исследования. Ребенок – это специфический объект исследования, его психика находится в стадии становления, развития, поэтому при ее изучении мы будем руководствоваться определенными принципами:
Принцип гуманизма – любое исследование должно способствовать развитию ребенка, а не тормозить его. Диагноз предполагает не только установление существующего уровня развития, но и выявление его резервов. При этом следует руководствоваться основным и важным требованием: «Не навреди!»
Принцип объективности и научности предполагает, что психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, а не по аналогии с психическим развитием взрослого.
Принцип детерминизма означает, что всякое психическое явление взаимосвязано с другим, что оно вызывается целым комплексом причин. Важно понять причинно-следственные связи в становлении тех или иных психических особенностей. Надо иметь в виду, что эти связи могут быть скрыты временными и преходящими явлениями. Причины могут носить биогенный, социогенный и психогенный характер.
Принцип развития психики в деятельности предполагает, что все психические особенности ребенка находятся в становлении и основным условием их развития служит та или иная деятельность. Деятельность – это не только одно из условий развития психики, но и один из аспектов ее изучения.
Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребенка своеобразно и неповторимо.
Принцип комплексности, системности и систематичности предполагает последовательность. Необходимо исследовать не только взятые параметры – должны прослеживаться все стороны развития, с прогнозированием его хода. Важно определить место каждого свойства в общей структуре психики, его взаимосвязи со всеми остальными сторонами психического развития.
Эти принципы сформулированы Л.С. Выготским и развиты другими исследователями (С.Я. Рубинштейн, А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьев).
Прежде чем проводить обследование ребенка, необходимо:
¾ познакомиться с ребенком;
¾ изучить медицинскую документацию;
¾ уточнить сведения о раннем речевом развитии, а также выяснить, замечает ли ребенок свой речевой дефект, как к нему относится, обращались ли родители раньше к логопеду и каков результат;
¾ собрать сведения о семье, речевой среде;
¾проанализировать данные психолого-педагогического обследования.
Целью обследования является выявить особенности мышления и речи у детей дошкольного возраста с ЗПР. Для этого мною обследованы 10 детей с ЗПР различного генеза, из них 6 мальчиков и 4 девочки. 10 детей имеющих нормальное психическое развитие, из них 5 мальчиков и 5 девочек.
Возраст детей на момент эксперимента 6–7 лет.
7 детей посещают коррекционно-логопедическую группу № 6, детского сада№ 326 Московского района города Казани и 3 детей посещают коррекционно-логопедическую группу № 5, детского сада № 317 Московского района города Казани.
Замена переменных в тройных
интегралах
С помощью выражения объема в криволинейных координатах нетрудно установить и общую формулу замены переменных в тройных интегралах. Пуста между областями и пространств и cyществует соответствие, охарактеризованное в п0 2.1. Считая соблюденными все условия, при которых была выведена формула (26), пок ...
Система внеурочной работы и организация
Задачи формирования всесторонне развитой личности школьника, комплексного подхода к постановке всего дела воспитания требуют, чтобы внеурочная воспитательная работа представляла собой стройную целенаправленную систему. Основными задачами организации внеурочной деятельности детей являются: выявление ...
Система коррекционной работы по устранению аграмматической дисграфии у младших
школьников с тяжелыми нарушениями речи
Проблема диагностики и коррекции причин трудностей в обучении русскому языку учащихся младших классов школы V вида особенно актуальна. Аграмматическая дисграфия связывается с недоразвитием у детей лексико-грамматического строя речи, несформированностью морфологических и синтаксических обобщений. Ош ...