Примерная модель формирования научного мировоззрения в процессе образования и воспитания

Новое образование » Формирование научного мировоззрения у школьников » Примерная модель формирования научного мировоззрения в процессе образования и воспитания

Страница 5

К сожалению, сохраняется логика изложения и других разделов школьной физики: термодинамики, электродинамики. Ученики изучают в основном систематический курс классической физики, а, следовательно, современной физической картиной мира для учащихся предстает физическая картина мира полувековой давности. Лишь некоторые сведения о современной физике приводятся в курсе 11 класса.

После начала реформирования школы - после 90-х годов - из зафиксированных в программах моделей содержания школьного физического образования лишь в программе Л.В. Тарасова для основной школы современной физике отводится значительное место. В этой модели отражена особенность современной науки (о которой уже упоминалось): комплексный характер исследовательских программ, взаимодействие принципов и картин реальности различных наук. В большинстве же случаев имеет место эклектическое объединение содержания естественнонаучных дисциплин, что характерно, например, для появляющихся с того же самого времени (90-х годов) курсов естествознания. Это видно в курсе естествознания, вышедшем под редакцией А.Г. Хрипковой.

Как мы считаем, выход из сложившейся ситуации видится во внесении корректив в модель содержания школьного физического образования, которые позволили бы усилить мировоззренческую направленность предмета. Эти коррективы связаны с отражением в школьном курсе физики черт современной общенаучной картины мира. Дело в том, что долгое время курс физики выстраивался в предположении, что физика - лидер естествознания и образец для подражания, мировоззренческие обобщения в нем отождествлялись с философскими, а современная физическая картина мира - с ФКМ полувековой давности.

В усилении мировоззренческой роли школьного курса физики может стать определенный пересмотр положений современной физики, включение рассмотрений объектов комплексного подхода со стороны разных научных дисциплин. Это помогло бы осветить современный взгляд на мир и позволило бы говорить об усилении мировоззренческих функций школьного предмета физики (в стандарте образования) или предмета естествознания.

Предложенные в методической литературе подходы по реализации мировоззренческой функции предмета физики можно подразделить на внешние и внутренние. При этом мы рассмотрим некоторые средства и принадлежащие только им приемы, так как последние возникают лишь при реализации материала, имеющего явную мировоззренческую направленность.

Начнем с описания внутренних подходов при реализации мировоззренческой функции физики в школе.

I. Мировоззренческая функция школьного курса физики при реализации МПС с: а) гуманитарными предметами; б) естественнонаучными предметами.

II. Принцип историзма является одним из основных подходов, предложенных МПФ, для формирования научного мировоззрения учащихся.

Формирование научного мировоззрения может осуществляться при помощи исторических задач, проведении исторических конференций, заслушивании докладов на исторические темы.

Нами составлен сборник заданий, задач и вопросов по истории физики [18, 19]. В его разделах имеются задания, названные нами мировоззренческими. Поясним их назначение.

Ученики часто не имеют представления о том, когда и как были добыты человечеством те или иные знания. Мыслители минувших веков для них зачастую - наивные и недалекие люди, которые, конечно же, не идут ни в какое сравнение с теми, кто живет и творит в XX веке. Один из путей демифологизации представлений учащихся о вкладе ученых минувших веков в развитие науки мы видим в использовании мировоззренческих заданий. С их помощью можно более или менее глубоко проследить историю развития важнейших физических идей, например: идеи относительности движения, молекулярной гипотезы, идеи сохранения (материи, движения) и другие.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Принципы семейного воспитания
В истории развития общества проблема взаимоотношений семьи и школы в воспитании детей далеко не всегда решалась однозначно. Так, древние римляне считали, что только семья должна и может дать хорошее воспитание, а древние греки отдавали преимущество школе. Древний философ Платон, вслед за Сократом с ...

Формирование модели специалиста в системе непрерывного образования
Европейский саммит, прошедший в Лиссабоне в марте 2000 г., определил 6 ключевых принципов непрерывного образования. Главной идеей непрерывного образования, как учения длиною в жизнь, Европейская комиссия и страны ЕЭС определили всестороннюю учебную деятельность, осуществляемую на постоянной основе ...

Понятие воспитания
Воспитание (в широком значении). Понятие воспитание трактуется в науке широко и многоаспектно. Отдельные определения этого понятия даны в трудах ученых, в том числе в Советском энциклопедическом словаре. (М., 1982, с. 248), в Российской педагогической энциклопедии (в 2-х тт. — М., 1993. — Т. 1. С. ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru