Примерная модель формирования научного мировоззрения в процессе образования и воспитания

Новое образование » Формирование научного мировоззрения у школьников » Примерная модель формирования научного мировоззрения в процессе образования и воспитания

Страница 2

В истории естествознания отечественный философ В.С. Степин выделяет 4 смены научных картин мира, сопровождающиеся коренными изменениями структур исследования, и рассматривают их как глобальные революции.

Первая - революция XVII в. - соответствует классическому естествознанию. В это время образована МКМ и естественнонаучная картина мира.

Конец XVII в. - первая половина XIX в. - вторая глобальная революция, определившая переход к дисциплинарно организованной науке, МКМ утрачивает статус общенаучной.

Первая и вторая глобальные революции протекали как формирование и развитие классической науки и ее стиля мышления.

Конец XIX в. - середина XX в. - преобразование стиля мышления, становление неклассического естествознания. Появляются предпосылки для построения целостной картины природы, в которой прослеживается иерархичная организованность Вселенной как сложного динамического единства, изменения места и функций науки в жизни.

Последняя треть XX в. - происходит четвертая глобальная революция, положившая начало постнеклассической науке.

Специфика науки - комплексные исследовательские программы. Усиливаются процессы взаимодействия принципов и представлений картин реальности, формирующихся в различных науках. Объекты междисциплинарных исследований - все чаще уникальные системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием. Представления об исторической эволюции физических объектов постепенно входят в картину физической реальности (большой взрыв, термодинамика неравновесных процессов (И. Пригожин), синергетика).

В.С. Степин считает, что "именно идеи эволюции и историзма становятся основой того синтеза картин реальности, вырабатываемых в фундаментальных науках, которые сплавляют их в целостную картину исторического развития природы и человека и делают лишь относительно самостоятельными фрагментами общенаучной картины мира, пронизанной идеями глобального эволюционизма".

Система теоретического знания некоторой научной дисциплины всегда представляет фрагмент более широкого массива научных знаний, вписанного в культуру эпохи. Связь между теорией различных научных дисциплин осуществляется через общую научную картину мира, аспектами которой являются частные картины мира. Они всегда имеют философское обоснование идеями и принципами, вводимых в картину мира представлений о природе

Выбор картины мира обосновывается принципами, выражающими общие закономерности процесса познания. В них находятся сложившиеся идеалы и нормы познавательной деятельности. Философия выявляет эти идеалы, одновременно перестраивает, вырабатывает новые. В науке такие идеалы конкретизируются соответственно специфике научного исследования и предстают в виде идеалов объяснения, доказательности, обоснованности знания и идеалов его организации.

Частная картина мира - полиструктурное образование. Внутреннюю структуру образуют связи: эмпирического материала, теоретических схем, математического формализма. Внешнюю структуру выстраивают связи между социальной картиной мира, общенаучной картиной мира, философскими основаниями науки и идеалами познавательной деятельности. Обе структуры наложены одна на другую. Важно подчеркнуть, что любые изменения в каком-то элементе структур неизбежно влекут изменения во всей схеме.

Внешняя связь частной картины мира с философскими основаниями науки важна и является взаимообратной. Но она не является прямой, а осуществляется через идеалы и нормы познания. На наш взгляд, при формировании научного мировоззрения методистами рекомендуются давать в учебной практике выводы, идущие прямо от естественнонаучного знания к философским обобщениям.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Понятие и сущность здорового образа жизни
Под образом жизни большинством людей понимается устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экологических условиях способ жизнедеятельности человека, проявляющийся в нормах общения, поведения, складе мышления. По мнению Э.Н.Вайнера, понятие образа жизни следовало бы определить как способ жиз ...

Динамические методы исследования
Одним из существенных недостатков методов исследования пьезоэлектрических свойств полимеров является то, что при измерениях моделируются условия, которые не соответствуют реальным, так как полимерные пьезоэлементы используются для обнаружения и воспроизведения сигналов при более высоких частотах (т ...

Практическое применение форм внеурочного воспитания
Внеурочная воспитательная работа в классных коллективах проводится в традиционных для школы формах по следующим направлениям: 1) учебно-познавательное: -предметная неделя русского языка; -библиотечные часы; -конкурсы, олимпиады, игры и другие учебно-познавательные мероприятия. 2) культурно-просвети ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru