Несколько заданий относятся к истории принципа относительности. С их помощью можно показать, что об относительности как свойстве движения было известно давно; Н. Коперником и вслед за ним Г. Галилеем было таким образом открыто не это свойство, а сформулирован качественно иной взгляд на него. Последнее оказалось возможным благодаря медленным подвижкам человеческой мысли.
Существуют различные приемы, помогающие реализовать мировоззренческую функцию в историческом подходе. Например, знакомя учащихся с деятельностью ученых, следует показать наиболее примечательные черты мировоззрения ученого, его видение мира, философское кредо, мотивы научного творчества, методы получения научных знаний, а чтобы сформировать у школьников нравственные убеждения, нужно создавать в процессе обучения ситуации, способствующие пробуждению нравственных чувств и суждений.
Исследователями предлагаются три вида таких ситуаций: сопереживания, оценки, выбора. Ситуации нравственного выбора возникают при проведении исторических конференций. В ситуации оценки, например, можно рассмотреть мировоззренческие вопросы. Задания, создающие такие ситуации, предложены И.Я. Ланиной.
III. Физика располагает значительными возможностями по формированию экологического сознания учащихся.
К внешним подходам можно отнести:
1. Интегрированные курсы.
В развитии физики проявлялась тенденция, характерная для современного времени - интеграция наук. В методике преподавания физики отмечается, что формирование современного образа мира под слиянием различных наук должно проходить в комплексе с работой по формированию ФКМ.
Появление альтернативных путей для реализации каждого из компонентов процесса формирования научного мировоззрения - программ интегрированных курсов с физикой, целью которых заявка на выполнение мировоззренческой функции является базисной, актуализирует разработки методик в этих новых образовательных пространствах. Такие курсы имеют иногда четкую мировоззренческую направленность, о чем свидетельствуют названия: "Вселенная и человек", "Естественнонаучная картина мира" и т.п.
Каково же содержание вышеназванных программ? Изменились ли методы реализации мировоззренческой функции школьного предмета физики?
Прежде всего, безусловно, остается историзм в подходе к изложению основных теоретических положений физики. Также речь идет о " . выходе на новый, более высокий уровень обобщения, систематизации, понимания физических методов исследования процессов и явлений, происходящих в окружающем нас мире". По сути авторы рассматривают те же самые реалии, что и программы средней школы, но с более высокой степенью систематизации, с углублением в методологию физического познания, иллюстрируя примерами, требующими более внимательного изучения ввиду их абстрактности (конечная, но безграничная Вселенная, Большой взрыв, Расширяющаяся Вселенная, т.д.). В таком содержании теряется важный момент, который изначально по направленности интегрированных курсов должен присутствовать, а именно: комплексный подход к определенным теоретическим положениям и объектам, обоснование научного взгляда, на которые смогли бы дать ответ и другие научные дисциплины вкупе с физикой.
Для школ пока не изданы программы таких факультативов, главной для которых явилась бы цель: формирование научного мировоззрения учащихся. Такую роль могли бы, например, выполнять: а) факультатив по экологии, реализующий потенциал экологических знаний и мировоззренческих ориентаций физики, проводимый учителем физики; б) факультатив по истории физики. Немало школьников испытывают потребность в знакомстве с иной физикой - физикой, содержание которой раскрывается через "драму людей" и "драму идей".
Периоды и фазы родительского кризиса
Семья, имеющая ребенка с отклонениями в развитии, переживает не один, а целую серию кризисов, обусловленных как субъективными, так и объективными причинами. Это состоящие описывается самими родителями, как чередование взлетов с еще более глубокими падениями. При этом семьи, имеющую лучшую психологи ...
Особенности и значение индивидуальных и групповых форм работы в кружке
фортепиано для развития музыкальной выразительности исполнения у младших
школьников
Благодатной формой деятельности, способствующей развитию музыкальной выразительности исполнения школьников, являются занятия музыкой. Будучи отражением внутренней жизни человека, музыкальное искусство обогащает эмоциональный мир ребенка, концентрирует и усиливает его чувства и переживания. Музыка и ...
Стратегические цели и задачи развития системы образования
Тверской области
Миссия образования – создание условий для проявления потенциала личности через развитие образовательной среды, обеспечивающей подготовку человека к успешной общественной и профессиональной деятельности ради: сохранения и укрепления здоровья каждого человека, сохранения и развития духовных и культур ...