На уроках литературного чтения младшие школьники знакомятся с некоторыми произведениями устного народного творчества, русской и казахской классики, с лучшими произведениями зарубежных детских писателей. Проводя элементарный разбор произведений, помещенных в учебниках и хрестоматиях по чтению, учащиеся приобретают навыки элементарного анализа прочитанного, усваивают теоретико-литературные сведения.
В соответствии с тем, какое место занимает чтение в начальном обучении, можно выделить основные взаимосвязанные и взаимозависимые требования к урокам литературного чтения.
Урок чтения должен вооружать учащихся определенной суммой знаний по теории литературы, оказывать на них положительное эстетическое, речевое, интеллектуально-эмоциональное воздействие, обеспечить овладение учащимся полноценным навыкам чтения.
Безусловно, каждый урок чтения должен быть методически совершенным. Необходимо правильно определить его место в системе других уроков. Структура уроков чтения должна строиться с учетом целесообразности привлечения тех или иных методических приемов и средств наглядности.
Степень реализации каждого из этих требований в рамках отдельного урока может служить критерием оценки урока литературного чтения в целом. Посмотрим подробнее каждое из перечисленных требований.
Под суммой знаний, которые должны быть удвоены учащимися, разумеется, возможно, полное усвоение содержания прочитанных и проанализированных текстовых материалов. В зависимости от специфики текста эти знания могут быть различного содержания.
На протяжении четырех лет обучения дети знакомятся с различными жанрами художественной литературы и их особенностями. Определения даны в учебниках по литературному чтению. Кроме того, дети знакомятся с особенностями художественного изображения – юмором, иронией, сатирой.
Так, в I классе ученики знакомятся с юмором, во II классе – с иронией, в III классе – с сатирой, в IV классе – с композицией художественных произведений.
Уже во II классе ученикам дается понятие о рифме и строке в стихотворных произведениях. Они постепенно знакомятся с изобразительными средствами языка: в I – II классе – со сравнением, его выразительной ролью. Во II классе – с эпитетом, в котором отражаются яркость, емкость, точность художественного слова, с метафорой как скрытым сравнением, с понятием об олицетворении
Эмпирическое исследование кратковременной речевой памяти, понятийного
логического мышления, речевого развития дошкольников
Результаты исследования уровня кратковременной речевой памяти у дошкольников с нарушением зрения и без зрительных патологий по методике «Кратковременная речевая память», представлены в таблицах 1,2 и на рисунке 1. зрение мышление память дошкольник Таблица 1 Результаты исследования кратковременной р ...
Этиология и патогенез
Недоразвитие интеллекта может быть следствием влияния многих факторов, нарушающих развитие и созреванием мозга. Только среди экзогенных вредностей известно более 400 агентов, действие которых во время беременности способно нарушить процессы эмбриогенеза. Наряду с ними существуют патогенные факторы ...
Особенности грамматического строя речи у нормально развивающихся детей и у
детей с трудностями в обучении
Овладение грамматическим строем речи предполагает усвоение как парадигматических, так и синтагматических связей. В процессе формирования грамматического строя речи осуществляется выделение, первоначально на практическом, неосознанном уровне, морфем и соотнесении их с лексическим или грамматическим ...