Методы учебной работы в начальных классах разнообразны. Каждый конкретный метод отвечает цели и содержанию урока. Чаще всего учитель, избрав какой-либо метод обучения, использует его в сочетании с другими методами и приемами в наиболее целесообразной и удобной форме для лучшего усвоения и закрепления знаний детьми. В школьной практике до сих пор существует разрыв между начальным обучением и обучением в V классе. Это можно объяснить отсутствием перспективности и преемственности в преподавании, недостаточным вниманием учителей начальных классов к формированию навыков самостоятельной работы у младших школьников.
У некоторых недостаточно опытных учителей организация учебной деятельности учащихся не способствует воспитанию активности. У таких учителей ученик может получить помощь при первом его малейшем затруднении или сомнении. Это устраняет необходимость поисков самостоятельного решения задачи. Ученику преподносится готовый результат, хотя школьник мог бы додуматься и сам. В других случаях учитель не поинтересуется, как пришел ученик к решению вопроса, а ограничивается одобрением по поводу правильности результата, что не повышает интереса ученика к поискам различных путей выполнения задания.
На уроках в начальных классах преобладает фронтальная форма обучения, действия детей связываются с непрерывными указаниями учителя и работой у классной доски. Такая излишняя опека тормозит развитие детей, приводит к тому, что, перейдя в V класс, учащиеся оказываются беспомощными при необходимости самостоятельной работы с книгой, в решении самостоятельных заданий и в выполнении работ творческого характера. Объем заданий оказывается для них непосильным, темп работы замедленный.
Навыки самостоятельной работы не возникают сами по себе, их нужно формировать, и в этом - важнейшая задача учителя начальных классов. Самостоятельность детей складывается постепенно, воспитывается от урока к уроку, из класса в класс.
Самостоятельная работа на уроках чтения, естественно, предполагает предварительную подготовку детей к ее выполнению. При подготовке учащихся к самостоятельному чтению, к выполнению задания важно коротко и четко поставить перед ними цель работы (например, подготовиться к выборочному пересказу прочитанного рассказа). Вместе с тем эта подготовка должна ввести детей в круг тех представлений и понятий, с которыми они встретятся при выполнении задания, связанного с чтением (например, историческая эпоха, отношения людей в определенной эпохе - крепостное право, времена года, сезонный труд людей и пр.). Всему этому помогает предварительная беседа с учащимися перед чтением произведения.
Опытный учитель с первых дней обучения учит детей самостоятельно решать маленькие учебные задачи при работе с разрезной азбукой и в написании букв, слов, в поисках знакомых слов в незнакомом тексте.
В связи с развитием ученика под воздействием обучения уровень требований к нему должен возрастать: изменяется объем самостоятельных заданий, их характер, темп работы ученика, возрастает степень самостоятельности.
Самостоятельная работа остается одним из основных путей повышения активности учащихся на уроке, средством прочного усвоения и закрепления учебного материала. На каждом этапе урока учитель найдет возможным применение таких заданий, которые способствуют развитию самостоятельности учащихся.
В самостоятельной работе наиболее полно осуществляется применение полученных знаний в практической деятельности.
Одной из важнейших задач является развитие у учеников умения самостоятельно работать. Основная часть самостоятельной работы должна быть сосредоточена на уроке. Именно здесь учащиеся овладевают методами и приемами работы с книгой, с учебными пособиями, на уроке под руководством учителя дети привыкают учиться осмысленно, наблюдать, слушать, рассказывать о виденном и слышимом, не только получать знания, но и применять их в различных условиях. Иначе говоря, по выражению К. Д. Ушинского, «Учитель должен научить детей умению учиться». В самостоятельной работе обеспечивается соединение знания и умения, работы ума и рук, совершенно необходимые качества в формировании активного строителя демократического общества.
Технология организации коллективной творческой деятельности
Поскольку основной формой функционирования педагогического процесса является коллектив, то технология воспитательного мероприятия может рассматриваться в контексте общей технологии организации коллективной творческой деятельности. Технология коллективного творческого воспитания - это, по существу, ...
Характеристика связной речи дошкольников с общим
недоразвитием речи
Основной контингент дошкольников в группах с общим недоразвитием речи имеют II и III уровни речевого развития. Дошкольники с общим недоразвитием речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной речи. Одной из центральных задач логопедической работы с дошк ...
Анализ обследования мыслительных процессов и речи детей с
нормальным развитием
Диагностика способности к обобщению и абстрагированию, выделению существенных признаков проводилась на вербальном и предметном материале. Анализ результатов обследования мышления и речи детей с нормальным развитием представлены в таблице № 1. Таблица 1 Диагностика 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Общая Оценка ...