Культура межнационального общения в современной школе

Страница 1

Современный этап развития образования характеризуется становлением гуманистической парадигмы образования, обновлением его целей и ценностей, развитием содержания и технологии образовательной деятельности. Это связано с проведением политических и экономических реформ, развитием рыночной экономики, ростом числа проблем, связанных с социально-культурными различиями и социальными конфликтами, ростом национального самосознания. Наиболее остро эти проблемы стоят сегодня как раз перед Российской федерацией, так как по структуре она является многонациональным государственным образованием. В настоящее время актуальной становится проблема развития национального самосознания народов, находящихся за пределами мест компактного проживания. Таким образом, проблема возрождения, сохранения и дальнейшего развития национальных культур становится достаточно актуальной. Другими словами источником проблемы, побудившей наш коллектив начать работу по данной теме, является сопутствующее развитию образования изменение социального заказа. Этот источник породил в последнее время множество научных и практических проблем. Изменение идеологии и социально-экономического устройства нашей страны обусловили переход воспитания от идеалов строителя коммунизма к формированию национально-культурных и общечеловеческих ценностей. Проблема здесь заключается не только в определении и педагогической интерпретации новых ценностей, но и в методическом инструментарии (для их формирования). Новое время выдвигает новую задачу подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной или поликультурной среды, формирования умения общаться и сотрудничать с людьми разных рас, национальностей и вероисповеданий. В настоящее время Ульяновскую область населяют представители более 80 национальностей. Наиболее из них представлены три: Русские - 73%, Татары - 11,5 %, Чуваши - 8,5%.

Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой стороны, создание условий для познания культуры других народов, воспитание толерантных отношений между людьми, принадлежащими к разным этносам. При этом учебно-воспитательный процесс в обычной школе, как правило, организуется на основе какой-то одной культуры. И в нем недостаточно используются возможности, имеющиеся в школе с многонациональным составом учащихся и внешней средой, характеризующейся спектром культур многих народностей. В нашей школе эта проблема обостряется ввиду того, что она находится в районе компактного проживания трех национальностей: татарской, чувашской и русской. Школа отличается от других ОУ специфическим национальным составом учащихся. Больше половины татарской национальности, русских - 24%, чувашей - 20%, других национальностей - 2%.

В настоящее время именно семья становится целенаправленным заказчиком образовательного процесса. Поэтому в определении заказа школе большую роль играют требования, предъявляемые родителями к системе образования. Анализ анкетирования родителей учащихся на предмет содержания образования в школе свидетельствует о заинтересованности родителей в изучении их детьми языка и культуры своего народа. В последнее время в нашей стране проводилось немало исследований, в которых отмечается низкий уровень владения родным языком, снижение интереса учащихся к его изучению. Поэтому необходимость овладения родным языком является одним из аспектов социального заказа системе общего образования.

В ходе подготовительной работы выявлены следующие научные и практические проблемы:

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Многоуровневая система образования в России – как условие успешного функционирования системы допрофессионального образования
На современном этапе развития нашего общества и системы образования как одного из его важнейших социальных институтов неуклонно возрастает потребность в компетентных специалистах с творческим складом ума, способных находить новые пути и методы в науке, технике, экономике, управлении. Решение пробле ...

Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского
Наиболее полно и фундаментально идея трудового воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX в социальном и педагогическом аспектах была рассмотрена К.Д. Ушинским в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении». Кроме того, Ушинский в «Родном слове» и в «Детском мире» ярко о ...

Исследование успешности начального школьного обучения детей, закончивших различные типы дошкольных учреждений и не посещавших их
Обеспечение равных стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста при поступлении в начальную школу является одной из актуальных задач образовательной политики нашего города. В настоящее время дошкольные учреждения не посещают около 47 % малышей. Это происходит по целому ряду причин (не ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru