Культура межнационального общения в современной школе

Страница 1

Современный этап развития образования характеризуется становлением гуманистической парадигмы образования, обновлением его целей и ценностей, развитием содержания и технологии образовательной деятельности. Это связано с проведением политических и экономических реформ, развитием рыночной экономики, ростом числа проблем, связанных с социально-культурными различиями и социальными конфликтами, ростом национального самосознания. Наиболее остро эти проблемы стоят сегодня как раз перед Российской федерацией, так как по структуре она является многонациональным государственным образованием. В настоящее время актуальной становится проблема развития национального самосознания народов, находящихся за пределами мест компактного проживания. Таким образом, проблема возрождения, сохранения и дальнейшего развития национальных культур становится достаточно актуальной. Другими словами источником проблемы, побудившей наш коллектив начать работу по данной теме, является сопутствующее развитию образования изменение социального заказа. Этот источник породил в последнее время множество научных и практических проблем. Изменение идеологии и социально-экономического устройства нашей страны обусловили переход воспитания от идеалов строителя коммунизма к формированию национально-культурных и общечеловеческих ценностей. Проблема здесь заключается не только в определении и педагогической интерпретации новых ценностей, но и в методическом инструментарии (для их формирования). Новое время выдвигает новую задачу подготовки молодежи к жизни в условиях многонациональной или поликультурной среды, формирования умения общаться и сотрудничать с людьми разных рас, национальностей и вероисповеданий. В настоящее время Ульяновскую область населяют представители более 80 национальностей. Наиболее из них представлены три: Русские - 73%, Татары - 11,5 %, Чуваши - 8,5%.

Современные педагогические реалии требуют, с одной стороны, учитывать в образовании этнокультурный фактор, с другой стороны, создание условий для познания культуры других народов, воспитание толерантных отношений между людьми, принадлежащими к разным этносам. При этом учебно-воспитательный процесс в обычной школе, как правило, организуется на основе какой-то одной культуры. И в нем недостаточно используются возможности, имеющиеся в школе с многонациональным составом учащихся и внешней средой, характеризующейся спектром культур многих народностей. В нашей школе эта проблема обостряется ввиду того, что она находится в районе компактного проживания трех национальностей: татарской, чувашской и русской. Школа отличается от других ОУ специфическим национальным составом учащихся. Больше половины татарской национальности, русских - 24%, чувашей - 20%, других национальностей - 2%.

В настоящее время именно семья становится целенаправленным заказчиком образовательного процесса. Поэтому в определении заказа школе большую роль играют требования, предъявляемые родителями к системе образования. Анализ анкетирования родителей учащихся на предмет содержания образования в школе свидетельствует о заинтересованности родителей в изучении их детьми языка и культуры своего народа. В последнее время в нашей стране проводилось немало исследований, в которых отмечается низкий уровень владения родным языком, снижение интереса учащихся к его изучению. Поэтому необходимость овладения родным языком является одним из аспектов социального заказа системе общего образования.

В ходе подготовительной работы выявлены следующие научные и практические проблемы:

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Цели и направления социально-педагогической деятельности
Цели деятельности социального педагога — содействие саморазвитию личности, организация профилактической работы и защита прав ребенка. В каждом образовательном учреждении имеется такая ставка. Продолжительность рабочей недели социального педагога составляет 36 часов. Отпуск — 42 календарных дня. Раз ...

Формирование модели специалиста в системе непрерывного образования
Европейский саммит, прошедший в Лиссабоне в марте 2000 г., определил 6 ключевых принципов непрерывного образования. Главной идеей непрерывного образования, как учения длиною в жизнь, Европейская комиссия и страны ЕЭС определили всестороннюю учебную деятельность, осуществляемую на постоянной основе ...

Психолого-педагогические условия формирования представлений о сообществе у младших школьников
Особенности субъективного отношения к природе у дошкольников в очень большой степени определяются особенностями мышления, свойственными данному возрасту. Ещё в 20-30-х годах ХХ в. Жан Пиаже установил, что основной чертой познавательной деятельности дошкольников является эгоцентризм, который приводи ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru