Социальная ситуация развития в неполной семье

Новое образование » Социальная ситуация развития в неполной семье

Страница 3

Таким образом, неполная семья может быть отнесена к кризисной социальной ситуации развития, поскольку не только не способствует накоплению у подрастающего поколения опыта социального взаимодействия, но, зачастую, является причиной возникновения различных отклонений в социализации личности ребенка.

Вместе с тем, данное заключение не является абсолютной характеристикой неполной семьи, поскольку в каждой из них в зависимости от причин возникновения таковой создаются различные условия для социального развития ребенка. В первую очередь, в семьях, ставших неполными в следствие смерти отца, в отличие от семей одиноких матерей или разведенных родителей, наблюдается бережное отношение друг к другу, сохраняется память о его «светлом образе», что позволяет поддерживать авторитет отца в глазах детей и сохранять воспитательный потенциал семьи на достаточно высоком уровне.

В отдельных случаях увеличению воспитательного потенциала семьи и преодолению кризиса в социальном развитии ребенка может способствовать и развод, если он нормализует психологическую атмосферу в семье, избавляет ребенка от затянувшегося конфликта между родителями, поскольку не всегда социальная роль отсутствующего в семье отца такова, что ребёнок может получить от неё какую-либо пользу. Наоборот, нередко эта роль является тормозом или препятствием для нормального развития личности ребенка, особенно если ребенок постоянно имеет перед собой деформированный, отрицательный, отталкивающий пример. Таким образом, "полнота" семьи в большей степени зависит не от фактического наличия обоих родителей, а от полноты выполнения ими родительских функций по воспитанию детей, подготовке их к жизни в обществе.

Сравнительный анализ состава семей учащихся (полная, неполная) и отклонений в социализации их личности, классифицируемых по таким показателям как правонарушения, социальная пассивность, проблемы в общении, учебной и трудовой деятельности, показывает, что в ряде случаев те или иные отклонения в социализации наблюдаются у учащихся, воспитывающихся в полных семьях, и, наоборот, далеко не у каждого учащегося из неполной семьи существуют трудности в социализации личности. Дальнейшее изучение данных, полученных в ходе исследования, позволило выявить некоторые причины, вызывающие нарушения в социализации личности учащихся из полных семей:

- один из родителей длительное время не проживает с семьей в силу удаленности места постоянной работы;

- один из родителей ведет асоциальный образ жизни или отбывает срок наказания;

- один из родителей (как правило, отец) проявляет выраженную степень пассивности в общении с детьми или, наоборот, крайне агрессивен по отношению к членам семьи.

То есть основными причинами возникновения отклонений в социализации личности являются функциональные нарушения в жизнедеятельности полной семьи, обусловленные, в свою очередь, различными причинами объективного и субъективного характера. Кроме того, семьи с неблагоприятной психологической атмосферой, в том числе конфликтные, могут характеризоваться как неполные, поскольку в них существует дефицит позитивного общения, столь необходимого для социального развития личности учащегося.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что "полнота" семьи сама по себе не может рассматриваться как условие успешной социализации личности учащегося, если данная семья является функционально неполной либо психологически дискомфортной. В связи с этим существует необходимость в конкретизации понятия "неполная семья", а именно в определении её возможных типов. Семья может быть неполной по следующим показателям:

1. по составу;

2. по выполнению родителями воспитательных функций;

3. по наличию благоприятной психологической атмосферы.

В целом, с достаточной долей условности, к неполной может быть отнесена любая семья, имеющая воспитательный потенциал, недостаточный для успешной социализации личности учащегося.

Страницы: 1 2 3 

Новые статьи:

Реализация процесса воспитания эстетической культуры детей первой ступени обучения средствами культурно-досуговой деятельности в МУК «М РДК им. В.М. Толстых»
МУК «М РДК им. В.М. Толстых» г.Тимашевска объединяет Межпоселенческий районный Дом Культуры им. В.М. Толстых, клуб дома-интерната для престарелых и инвалидов (ДИПИ), клуб поселка «Садовод» (СК «Садовод»). МУК «М РДК им. В.М. Толстых» - специально построенное здание, имеет зрительный зал на 550 мест ...

Лечебно-оздоровительная работа
К лечебно-оздоровительной работе относятся: создание благоприятной обстановки для лечения, организация режима дня и рационального питания, закаливающие процедуры, лечебная физкультура, медикаментозное лечение, физио- и психотерапия. И.М. Сеченов указывал, что в научное понимание организма человека ...

Обучающе-контролирующая программа по теме «Тройные интегралы»
В рамках исследовательской работы разработана обучающе – контролирующая программа по теме «Тройные интегралы» для студентов и преподавателей физико-математических факультетов педагогических вузов. Программа состоит из двух частей: обучающей и контролирующей. Обучающая часть выполнена в виде электро ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru