Социальная ситуация развития в неполной семье

Новое образование » Социальная ситуация развития в неполной семье

Страница 2

В настоящее время наблюдается значительный рост количества разводов, в результате чего увеличивается количество детей, воспитывающихся в неполных семьях, социализирующая функция которых, как правило, не реализуется в полном объеме по ряду причин социально-экономического и психологического характера.

Следовательно, дети из неполных семей часто становятся свидетелями и участниками таких семейных событий или обстоятельств психотравмирующего характера, как распад родительской семьи, проживание в конфликтной семье, что, естественно, негативно сказывается на процессе и результате их социализации. Исследования свидетельствуют, что такие качества детей, как ответственное отношение к учебе, трудолюбие, общительность, отзывчивость и ряд других, непосредственно коррелируют с отсутствием серьезных конфликтов между родителями. В конфликтных семьях у детей формируются, как правило, противоположные качества – безответственное отношение к учебе, нежелание трудиться, замкнутость, недоброжелательность. В целом развод может быть причиной следующих психолого-педагогических проблем:- усложнение и деформация вхождения ребенка в социальную среду;- нарушение социальной адаптации к повседневной жизни; - формирование определенных дефектов характера и нравственного развития, проявляющихся в несформированности альтруистических и гуманистических свойств, в отсутствии положительного опыта сотрудничества, кооперации, взаимных уступок и решений, в выборе в будущем роли постоянной жертвы;- увеличение риска асоциального поведения как реакция на предразводную ситуацию в семье, бракоразводную процедуру, а также на свой особый социальный статус;- детская безнадзорность;- сложности во взаимоотношениях со взрослыми, сводными и единокровными братьями, сестрами в ситуации полиродительства;- однобокое воспитание, феминизация мальчиков, нарушения полоролевой идентификации.

Следствием высокой разводимости супружеских пар является рост количества преимущественно материнских неполных семей. При этом жизнь и условия воспитания ребёнка без отца имеют определённую специфику и существенно отличаются от жизни ребёнка в полной семье. Так, мать, старающаяся восполнить отсутствие отца и делающая все возможное, чтобы соединить в себе обоих родителей, в принципе не может реализовать одновременно обе родительские позиции – материнскую и отцовскую. В результате дети из неполных семей зачастую не имеют условий для полоролевой идентификации, а именно полноты взаимодополняющих родительских образов, вследствие чего у них не развиваются необходимые для семейной жизни свойства личности, что снижает, в конечном итоге, способность к продуктивному социальному взаимодействию.

Чаще всего дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем:- нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет способностей вербальных;- делается менее четким процесс половой идентификации мальчиков и девочек;- затрудняется обучение подростков навыкам общения с противоположным полом;- может формироваться избыточная привязанность к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, выводя его в более широкий мир.

Именно поэтому сыновьям, выросшим без отцов, труднее дается усвоение мужских ролей и соответствующего стиля поведения, что приводит к появлению таких протестных форм поведения, как агрессивность и грубость. В то же время, оптимальное влияние на ребёнка оказывает не авторитарный отец, но отец, уверенный в себе и в своем положении, знающий и умелый, заботящийся о ребенке, не стесняющийся проявлений своей любви к жене и детям и в то же время способный в нужный момент взять на себя принятие ответственных решений.

Кроме того, семья может рассматриваться в качестве неполной не только по составу, но и по своим функциональным характеристикам. В частности, семьи, в которых родители по тем или иным причинам не выполняют свои социализирующие функции, а также семьи с неблагоприятной психологической атмосферой, могут рассматриваться в качестве неполных, поскольку имеют воспитательный потенциал, недостаточный для успешного социального развития ребенка.

Как уже отмечалось, ослабление воспитательного потенциала неполной семьи обуславливается, как правило, отсутствием отца, мужчины в окружении ребенка, а также нарушением внутрисемейных отношений. В результате ребенок, социальное развитие которого происходит в неполной семье, может испытывать затруднения в установлении контактов со сверстниками и другими участниками совместной деятельности, в адаптации к изменяющимся условиям жизнедеятельности, в достижении социальной успешности в профессиональной деятельности.

Недостаток позитивного общения, дезорганизованные семейные отношения обуславливают возникновение отчужденности ребенка, его неуверенности в себе, а также развитие таких качеств, как безответственное отношение к учебе, нежелание трудиться, замкнутость, недоброжелательность. Неудовлетворенность отношениями в семье с родителями компенсируется отношениями в неформальной группе сверстников, которая постепенно становится особо значимой в освоении социальной жизни. И нередко асоциальные нормы и ценности такой группы усваиваются быстрее, чем семейные.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Требования к занятиям по обучению родному языку
Занятиям по обучению родному языку присущ ряд особенностей, которые вызывают определенные трудности при их проведении. Например, часто бывает так, что дети заняты различной деятельностью: один говорит, остальные слушают; из-за кратковременности занятий не удается обеспечить каждому ребенку достаточ ...

Разработка занятия в 3-м классе на тему «Лес – природное сообщество» с использованием сюжетно-ролевой игры
Актуальность экологического воспитания сегодня имеет большое значение. Очень важно уже в детстве сформировать у ребенка щадящее, оберегающее и ответственное отношение как к ресурсам и объектам дикой природы, так и к достижениям цивилизации, этой «второй» природы, созданной руками и умом человека. Ч ...

Требования к учителю, ведущему факультативные занятия
Факультативные занятия обычно посещают школьники, интересующиеся математикой, проявляющие способности к этой науке. Поэтому возрастают требования к профессионализму учителя, к его личностным и организаторским качествам. А.Н. Колмогоров писал, что от преподавателя математики требуется не только твер ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru