Экспериментальная работа по развитию активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и лексических упражнений

Новое образование » Дидактические и лексические упражнения, как средство развития словаря дошкольника » Экспериментальная работа по развитию активного словаря прилагательных у детей старшего дошкольного возраста в процессе дидактических игр и лексических упражнений

Страница 1

А. Констатирующий эксперимент

1) База исследования и методика констатирующего эксперимента

База исследования – ДОУ «Детский сад» (компенсирующего вида) № 13 г. Снежинска Челябинской области. В эксперименте участвовало 6 детей старшего дошкольного возраста. Каждый ребенок обследовался индивидуально.

Тема:

Методика словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Цель:

изучить некоторые особенности словаря детей дошкольного возраста, в частности, выявить уровень развития активного словаря прилагательных у детей дошкольного возраста.

Этапы:

1. Анамнестический – изучение медицинской документации, сбор анамнестических данных.

2. Диагностический. Задачами

диагностического этапа исследования являются:

1. Определить количественные показатели уровня развития активного словаря;

2. Выявить качественные особенности активного словаря прилагательных.

Методика для проведения констатирующего эксперимента состоит из трех серий заданий:

¾ Описание предмета на основе представлений о нем;

¾ Описание предмета, изображенного на картинке;

¾ Описание натурального предмета.

Во всех сериях детям были предложены для описания три предмета: лимон, лиса, варежки.

В первой серии эксперимента детям предлагалась инструкция: «Представь себе лимон. Подумай и скажи, какой он?»

Во второй серии была дана следующая инструкция: «Посмотри на эту картинку. Что на ней нарисовано? Вспомни, что мы говорили о лимоне. Подумай и скажи, какой он?»

Инструкция третьей серии: «Посмотри на этот предмет Что это? ».

В случае затруднений детям задавались наводящие вопросы: «Какого цвета?», «Какой формы?», «Какой на вкус?», «Какой на ощупь?». О лисе можно спросить: «Какая по характеру?», «Какие у нее повадки?», «Чем питается?». Ответы детей отмечались в протоколе эксперимента. Методика подсчета результатов складывалась из оценки количественных и качественных показателей. Подсчитывалось количество названных прилагательных ребенком на все три слова. Полученный результат делился на «3». Затем был выведен общий средний показатель.

Для оценки качественных показателей мы распределили все употребленные детьми прилагательные на 5 групп:

¾ прилагательные, обозначающие цвет;

¾ прилагательные, обозначающие форму и величину;

¾ прилагательные оценки;

¾ прилагательные, обозначающие материал;

¾ разнофакторные прилагательные

Пятая группа – разнофакторные прилагательные – была выделена условно. В нее входили различные прилагательные, неподходящие ни к одной из групп.

2) Результаты эксперимента. Результаты исследования по каждой серии представлены в таблицах. Количественные показатели первой серии эксперимента представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Количество употребленных прилагательных по представлению

Имя ребенка

На одно слово в среднем

Общий средний показатель

Ваня М.

3,7

3,6

Даниил К.

5,3

Дима Ж.

2,3

Ирина В.

3,3

Паша К.

3,7

Маша Т.

3,3

Как видно из приведенной таблицы, в среднем дети называли по 3,6 прилагательных по представлению. Это довольно низкий показатель. Только один ребенок превысил его. Показатель, почти соответствующий среднему, имеют два ребенка. Остальные дети имеют показатель ниже среднего.

Качественный анализ данных показывает, что больше всего дети называли оценочные прилагательные.

Меньше всего прилагательных, обозначающих материал, величину и форму. Эти данные отражены на рисунке 1.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Новые статьи:

Суть метода Video-English
Простой факт: ученик никогда не научится понимать английскую речь, если не будет упорно тренироваться. Ему нужно слушать, как говорят носители языка, и ему нужно учиться их понимать. Если он мечтает владеть английским языком, как своим родным, выбора у него просто нет. Метод Video-English основан и ...

Становление социально-педагогической деятельности в России
Сегодня практически нет социальных групп населения, которые чувствовали себя социально защищенными, благополучными. И в первую очередь это касается детей и молодежи. Это формирует чрезвычайно высокий спрос на специалистов, умеющих профессионально оценить проблему и помочь ее решить, диагностировать ...

Характеристика МОУ «НОШ №6»
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Начальная общеобразовательная школа №6» (далее Школа) имеет свидетельство государственной аккредитации (рег. №393 от 23.05.2007), лицензию (рег. №21-ОУ от 27.05.2011). Новая редакция Устава учреждения зарегистрирована 30.11.2011г. 7 января 1934 года в п ...

Разделы

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru