Психологическая характеристика познавательной готовности дошкольников к обучению в школе

Новое образование » Исследование особенностей познавательной готовности к обучению в школе детей с нарушениями зрения » Психологическая характеристика познавательной готовности дошкольников к обучению в школе

Страница 3

Еще большее значение, чем воображение и память, для обучаемости детей имеет мышление. При поступлении в школу оно должно быть развито и представлено во всех трех основных формах: наглядно-действенной, наглядно-образной и словесно-логической.

Развитие мышления человека проходит несколько стадий. Начальная из них наглядно-действенная. Эта стадия мышления характеризуется тем, что дети, находящиеся на данной стадии, не могут выполнять действия без опоры на предметы или на их материальные заменители (модели). Семилетний ребенок может быть и на стадии наглядно-образного мышления. В этом случае он может понимать и выполнять действия, не используя рук. Их заменяет глаз, но необходимость во внешних предметах сохраняется. Общение производятся детьми этого возраста обычно на основе внешних, легко воспринимаемых признаков или признаков функциональных. Вместе с тем семилетки обнаруживают интерес к причинам возникновения тех или иных явлений, к строению предметов. Однако на практике мы нередко сталкиваемся с ситуацией, когда, обладая способностью хорошо решать задачи в наглядно-действенном плане, ребенок с большим трудом справляется с ними, когда эти задачи представлены в образной и тем более словесно-логической форме. Бывает и наоборот: ребенок сносно может вести рассуждения, обладать богатым воображением, образной памятью, но не в состоянии успешно решать практические задачи из-за недостаточной развитости двигательных умений и навыков.

К таким индивидуальным различиям в познавательных процессах необходимо относиться спокойно, так как они выражают собой не, сколько общее недоразвитие ребенка, сколько его индивидуальность, проявляющуюся, в частности, в том, что у ребенка может доминировать один из типов восприятия окружающей действительности: практический, образный или логический. Поэтому в подготовительный период к учебной работы с детьми подготовительных групп следует, прежде всего, опираться на те стороны познавательных процессов, которые у них более всего развиты, не забывая, конечно, о необходимости параллельного совершенствования остальных.

Речевая готовность детей к учению, прежде всего, проявляется в их умении пользоваться словом для произвольного управления поведением и познавательными процессами.

Дети этого возраста задают множество вопросов, касающихся разных явлений и предметов окружающего мира. К семи годам у ребенка достаточно хорошо развита речь. Дети в практике общения уже освоили грамматику родного языка, правильно строят свою речь, но делают это чисто интуитивно. Язык как предмет изучения войдет в их жизнь в школе. Ребенок подготовительной группы способен произвести звуковой анализ слов. Расчленение слова на составляющие его звуки и указание порядка этих звуков в слове имеют первостепенное значение для обучения детей письму и чтению. Запас слов существенно расширяется (от трех до семи тысяч).

Говоря о развитии высших психических функций, Л. С. Выготский охватывает две взаимосвязанные группы явлений. «Это, во-первых, процессы овладения внешними средствами культурного развития и мышления, языком, письмом, счетом, рисованием; во-вторых, процессы развития специальных высших психических функций, не ограниченных и не определенных сколько-нибудь точно и называемых в традиционной психологии произвольным вниманием, логической памятью, образованием понятий».

Те и другие, взятые вместе, и образуют то, что можно условно называть процессом развития высших форм поведения ребенка». Однако до того периода, как высшие психические функции проявятся в качестве регуляторов компенсаторных процессов восприятия, необходимо, чтобы перцептивные действия, предметные действия и их образы в мышлении, речи и памяти были адекватны друг другу. Но тем и отличаются дети с нарушением зрения, что в процессе мышления и речи они используют образы, за которыми нет достаточной чувственной основы, они не располагают специальными коррекционно-компенсаторными способами восполнения недостающей зрительной информации за счет активного включения всех сохранных анализаторов и высших психических функций. Познавательные процессы у детей с патологией зрения имеют различия по сравнению с нормально видящими детьми. Поэтому для детей с нарушением зрения открыты дифференцированные дошкольные учреждения и дошкольные группы при детских садах.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Особенности психического развития дошкольников подготовительной группы
Согласно «Программы воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой подготовительную группу детского сада посещают дети старшего дошкольного возраста. По концепции детства Д.Б. Эльконина детям этого возраста характерны потеря непосредственности и ...

Психолого-педагогический аспект изучения мнестической деятельности. Понятие «двигательная память» и её характеристика
Память представляет собой отражение реальной действительности, психофизиологический процесс, выполняющий функции запоминания, сохранения и воспроизведения прошлого опыта. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходи ...

Характеристика грамматического строя детей с общим недоразвитием речи
Ещё в прошлом столетии профессор Левина Р.Е., изучая наиболее тяжёлые речевые расстройства, выделила и подробно описала такую категорию детей, у которых наблюдается недостаточная сформированность всех языковых структур. У детей данной группы в большей или меньшей степени оказываются нарушенными про ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru