В целях проведения педагогической диагностики сформированости потребности в самообразовании воспитателей мы определили уровни развития потребности в профессиональном самообразовании (табл. 2.3.).
Таблица 2.3.
Уровни развития потребности в профессиональном самообразовании
|
Критерии |
Критерии |
Показатели |
|
Мотивационный |
осознание личностной и общественной значимости непрерывного самообразования, наличие стойких профессиональных и познавательных интересов, положительное отношение к процессу самообразования | |
|
Нравственно-волевой |
Ответственность, самостоятельность, целеустремленность | |
|
Когнитивный |
совокупность профессиональных знаний и умение их применять, способность аккумулировать и использовать опыт самообразовательной деятельности, критичность | |
|
Поведенческий |
умение планировать время и работу, умение быстро ориентироваться в современной классификации источников, владение приемами различной фиксации прочитанного, умение ставить и решать познавательные задачи, способность к анализу и синтезу, креативность, умение контроля и самоконтроля, способность к постоянному анализу и оценке профессиональной деятельности | |
|
Уровни |
Оценка показателей | |
|
Уровни |
Высокий уровень |
Все показатели выражены в самообразовательной деятельности педагога и имеют устойчивый характер |
|
Средний уровень |
Не все показатели выражены в самообразовательной деятельности педагога | |
|
Низкий уровень |
Показателей мало и они не достаточно выражены в самообразовательной деятельности педагога | |
Для диагностики уровня развития потребности в профессиональном самообразовании мы использовали карту педагогической оценки (по Т.В. Морозовой) (Приложение 3). Используя карту педагогической оценки мы выявили, что в среднем по группе воспитателей мотивационный компонент наиболее сформирован у воспитателей, чем нравственно-волевой компонент, гностический компонент по самооценке воспитателей у них наименее сформирован, организационный компонент и компоненты включающее способность к самоуправлению в педагогической деятельности и коммуникативные способности получили среднюю оценку. Данная методика позволила выявить наличие познавательных интересов у 75% педагогов. У 85% респондентов высоко были оценены такие умения, как критичность, самостоятельность, 90% высоко оценили умение слушать, 80% педагогов – способность к сотрудничеству и 85% – респондентов способность избегать конфликтов в совместной деятельности.
К сожалению, большинство педагогов низко оценили такие навыки и умения, как уверенность в своих силах (70%), умение доводить начатое до конца (75%), умение планировать время и работу (85%), умения систематизировать, классифицировать, видеть противоречия и проблемы (85%), способность использовать передовой педагогический опыт (70%), способность отстаивать свою точку зрения и аргументировано обосновывать решения (90%).
Результаты оценки сформированности профессионально-нравстенного самообразования представлены в табл. 2.4.
Таблица 2.4.
Результаты анализа карты педагогической оценки
|
Компонент |
Средняя оценка | ||
|
Максимальная оценка в баллах |
Средний показатель по группе воспитателей | ||
|
В баллах |
В процентах | ||
|
Мотивационный |
54 |
43 |
80% |
|
Нравственно-волевой |
81 |
63 |
78% |
|
Гностический |
117 |
81 |
69% |
|
Организационный |
54 |
40 |
74% |
|
Способность к самоуправлению в педагогической деятельности |
45 |
34 |
76% |
|
Коммуникативные способности |
45 |
34 |
76% |
Решение вопросов занятости молодежи в Германии
Нужно присмотреться к опыту тех, кто эту задачу уже решил, и небезуспешно. Особенный интерес в этом отношении может представлять для нас система профессионального образования Германии (эта страна, по оценке Международного института мониторинга качества рабочей силы (Швейцария), является одним из ли ...
Понятие воспитания
Воспитание (в широком значении). Понятие воспитание трактуется в науке широко и многоаспектно. Отдельные определения этого понятия даны в трудах ученых, в том числе в Советском энциклопедическом словаре. (М., 1982, с. 248), в Российской педагогической энциклопедии (в 2-х тт. — М., 1993. — Т. 1. С. ...
Принципы, цели и задачи эксперимента. Характеристика
контингента
Диагностическая работа с детьми подчиняется основным законам диагностического исследования. Ребенок – это специфический объект исследования, его психика находится в стадии становления, развития, поэтому при ее изучении мы будем руководствоваться определенными принципами: Принцип гуманизма – любое и ...