В целях проведения педагогической диагностики сформированости потребности в самообразовании воспитателей мы определили уровни развития потребности в профессиональном самообразовании (табл. 2.3.).
Таблица 2.3.
Уровни развития потребности в профессиональном самообразовании
Критерии |
Критерии |
Показатели |
Мотивационный |
осознание личностной и общественной значимости непрерывного самообразования, наличие стойких профессиональных и познавательных интересов, положительное отношение к процессу самообразования | |
Нравственно-волевой |
Ответственность, самостоятельность, целеустремленность | |
Когнитивный |
совокупность профессиональных знаний и умение их применять, способность аккумулировать и использовать опыт самообразовательной деятельности, критичность | |
Поведенческий |
умение планировать время и работу, умение быстро ориентироваться в современной классификации источников, владение приемами различной фиксации прочитанного, умение ставить и решать познавательные задачи, способность к анализу и синтезу, креативность, умение контроля и самоконтроля, способность к постоянному анализу и оценке профессиональной деятельности | |
Уровни |
Оценка показателей | |
Уровни |
Высокий уровень |
Все показатели выражены в самообразовательной деятельности педагога и имеют устойчивый характер |
Средний уровень |
Не все показатели выражены в самообразовательной деятельности педагога | |
Низкий уровень |
Показателей мало и они не достаточно выражены в самообразовательной деятельности педагога |
Для диагностики уровня развития потребности в профессиональном самообразовании мы использовали карту педагогической оценки (по Т.В. Морозовой) (Приложение 3). Используя карту педагогической оценки мы выявили, что в среднем по группе воспитателей мотивационный компонент наиболее сформирован у воспитателей, чем нравственно-волевой компонент, гностический компонент по самооценке воспитателей у них наименее сформирован, организационный компонент и компоненты включающее способность к самоуправлению в педагогической деятельности и коммуникативные способности получили среднюю оценку. Данная методика позволила выявить наличие познавательных интересов у 75% педагогов. У 85% респондентов высоко были оценены такие умения, как критичность, самостоятельность, 90% высоко оценили умение слушать, 80% педагогов – способность к сотрудничеству и 85% – респондентов способность избегать конфликтов в совместной деятельности.
К сожалению, большинство педагогов низко оценили такие навыки и умения, как уверенность в своих силах (70%), умение доводить начатое до конца (75%), умение планировать время и работу (85%), умения систематизировать, классифицировать, видеть противоречия и проблемы (85%), способность использовать передовой педагогический опыт (70%), способность отстаивать свою точку зрения и аргументировано обосновывать решения (90%).
Результаты оценки сформированности профессионально-нравстенного самообразования представлены в табл. 2.4.
Таблица 2.4.
Результаты анализа карты педагогической оценки
Компонент |
Средняя оценка | ||
Максимальная оценка в баллах |
Средний показатель по группе воспитателей | ||
В баллах |
В процентах | ||
Мотивационный |
54 |
43 |
80% |
Нравственно-волевой |
81 |
63 |
78% |
Гностический |
117 |
81 |
69% |
Организационный |
54 |
40 |
74% |
Способность к самоуправлению в педагогической деятельности |
45 |
34 |
76% |
Коммуникативные способности |
45 |
34 |
76% |
Сравнительный анализ методик обследования мышления и речи
дошкольников
Одним из самых известных текстов для измерения уровня интеллектуального развития является тестирование по шкале интеллекта Дэвида Векслера. Оно позволяет получить полную картину интеллектуальной сферы человека. В России методика была адаптирована в Институте им. В. Бехтерева.Wais- методика индивиду ...
Приоритетные направления в работе по приобщению детей к
истокам русской народной культуры
1. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, ве ...
Развитие процессов мышления и понимания в рамках культурно
исторической концепции
Концепция разрабатывалась Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.) в 20-30 гг. XX в. Одной из первых публикаций была статья "Проблема культурного развития ребенка" в журнале "Педология" в 1928 г. Следуя идее общественно-исторической природы психики, Выготский совершает пер ...