Познавательная деятельность учащихся при изучении гражданского права в XI классе

Новое образование » Развитие познавательных навыков одиннадцатиклассников на уроках истории и обществознания » Познавательная деятельность учащихся при изучении гражданского права в XI классе

Страница 1

В современных типах школ учителя в процессе обучения и воспитания по возможности стараются учитывать индивидуальные познавательные возможности учащихся. «Индивидуализация» обучения - это самостоятельная работа каждого учащегося в соответствии с его способностями и реальными учебными возможностями. В соответствии с данными особенностями и возможностями отбираются методы и темпы обучения. В условиях массовой школы возможны лишь некоторые элементы индивидуализации, когда, к примеру, учитель использует задания одинакового для всех учащихся содержания, но с различным уровнем сложности [1].

Основу познавательных возможностей учащихся составляет степень развития познавательных процессов: воспитания, воображения, памяти, мышления, внимания, речи. У каждого ребенка они развиты по-своему и взаимосвязаны между собой. В обучении большую роль играет характер и темперамент личности. Холерики и сангвиники по-разному себя ведут на занятиях, они имеют разный уровень восприятия и мышления. Это все влияет на обучение школьника.

В процессе учебной деятельности учащиеся находятся в различных познавательных состояниях: испытывают творческий подъем или апатию, одни проявляют ситуативный одноразовый интерес и быстро теряют его в течение одного урока, другие, напротив, - постоянно испытывают устойчивый интерес, одни уверены в себе, другие стеснительны. Все эти индивидуальные особенности детей необходимо знать учителю [2].

Гражданское образование в нашей стране сегодня является одним из приоритетных направлений. Российская образовательная политика исходит из того, что роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, рыночной экономике. Знание основ права в этих условиях становится первейшей необходимостью каждого члена общества, так как от этого в значительной мере зависят успехи людей в любой сфере жизнедеятельности.

«Концепция модернизации российского образования, составленная на период до 2010 года» предусматривает, что главная и основная цель общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной работы и личной ответственности учащихся». Также выявлена задача воспитания и развития у учащихся «гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и способности к успешной социализации в жизни». В данной концепции признано необходимым развитие личности, которое должно быть «направленно на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутреннего стремления в необходимости соблюдения норм права, а также на осознание себя полноправным членом общества, имеющим законные права и свободы».

В работах Е.Е. Вяземского, И.В. Следзевского, И.Г. Жильцовой, А.Д. Бойкова отмечается, что формирование правовой культуры учащихся – это целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития, включающий осознание и освоение учащимися правового опыта, выработанного человечеством, развитие правосознания, которое соответствует нормам современного демократического общества, а также подготовку к соответствующему современной реальности правовому поведению; процесс становления личности учащегося как субъекта и объекта правоотношений.

Школьный курс обществознания обладает значительным потенциалом в формировании правовых знаний, убеждений и культуры учащихся. Уроки по праву, проводимые в традиционной форме, не всегда адекватны задачам курса и не обеспечивают эффективную правовую подготовку школьников. На уроках обществознания, посвященных правовой сфере жизни общества, активность учащихся, как правило, невелика. Школьники не осознают практической значимости изучаемого материала.

С целью повышения интереса учащихся к проблемам права, углубления их представлений о правовой сфере общественной жизни, формирования у них демократической правовой культуры необходимо личное вовлечение учащихся в процесс изучения темы, как бы «примеривание на себя» ряда социальных ролей со всей полнотой их прав и обязанностей. Эмоционально-личностное изучение права обеспечивает лучшие результаты освоения тем, нежели простой рассказ учителя и конспектирование учащихся.

Важным аспектом в обучении и воспитании является формирование человека как уникальной, неповторимой личности, раскрытие реальных возможностей каждого учащегося. Как показывает практика, при изучении правовых вопросов очень эффективным способом обучения является проблемный подход к изучению содержания, при котором систематически создаются проблемные ситуации, задаются проблемные вопросы. Это обеспечивает сочетание самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки, что позволяет развивать рациональное, критическое мышление, познавательные способности. Мировоззрение учащихся формируется на основе развития интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, что предполагает не только усвоение результатов научной деятельности, но и самого хода такой деятельности. В данном случае реализуется личностно-деятельностное направление организации процесса обучения и познания, приоритет творческо-поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Объекты социально-педагогической деятельности
Активность субъекта всегда направленная на конкретный объект. В последнее время выделены категории граждан, которым оказывается социально-педагогическая помощь: · дети-инвалиды, · дети-сироты, · дети-правонарушители, · дети группы риска, · та категория подростков, которая требует помощи в процессе ...

Типология игр для дошкольников
Различают игры. По способу проведения (с водящим, без водящего, с предметами, без предметов, ролевые, сюжетные). По физическим качествам, преимущественно проявленным в игре (игры, преимущественно способствующие воспитанию силы, выносливости, ловкости, быстроты, гибкости). По отношению к структуре у ...

Эмоционально-эстетическая оценка и самооценка
Результат решения выполненного задания отмечается с точки зрения оригинальности, самостоятельности, выразительности, соответствия замысла и грамотности. Дети по подгруппам защищают свой проект, рассказывая о своем подходе в создании композиции панно по теме ''Волшебница Зима''. В качестве усиления ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru