Познавательная деятельность учащихся при изучении гражданского права в XI классе

Новое образование » Развитие познавательных навыков одиннадцатиклассников на уроках истории и обществознания » Познавательная деятельность учащихся при изучении гражданского права в XI классе

Страница 1

В современных типах школ учителя в процессе обучения и воспитания по возможности стараются учитывать индивидуальные познавательные возможности учащихся. «Индивидуализация» обучения - это самостоятельная работа каждого учащегося в соответствии с его способностями и реальными учебными возможностями. В соответствии с данными особенностями и возможностями отбираются методы и темпы обучения. В условиях массовой школы возможны лишь некоторые элементы индивидуализации, когда, к примеру, учитель использует задания одинакового для всех учащихся содержания, но с различным уровнем сложности [1].

Основу познавательных возможностей учащихся составляет степень развития познавательных процессов: воспитания, воображения, памяти, мышления, внимания, речи. У каждого ребенка они развиты по-своему и взаимосвязаны между собой. В обучении большую роль играет характер и темперамент личности. Холерики и сангвиники по-разному себя ведут на занятиях, они имеют разный уровень восприятия и мышления. Это все влияет на обучение школьника.

В процессе учебной деятельности учащиеся находятся в различных познавательных состояниях: испытывают творческий подъем или апатию, одни проявляют ситуативный одноразовый интерес и быстро теряют его в течение одного урока, другие, напротив, - постоянно испытывают устойчивый интерес, одни уверены в себе, другие стеснительны. Все эти индивидуальные особенности детей необходимо знать учителю [2].

Гражданское образование в нашей стране сегодня является одним из приоритетных направлений. Российская образовательная политика исходит из того, что роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, рыночной экономике. Знание основ права в этих условиях становится первейшей необходимостью каждого члена общества, так как от этого в значительной мере зависят успехи людей в любой сфере жизнедеятельности.

«Концепция модернизации российского образования, составленная на период до 2010 года» предусматривает, что главная и основная цель общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной работы и личной ответственности учащихся». Также выявлена задача воспитания и развития у учащихся «гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и способности к успешной социализации в жизни». В данной концепции признано необходимым развитие личности, которое должно быть «направленно на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутреннего стремления в необходимости соблюдения норм права, а также на осознание себя полноправным членом общества, имеющим законные права и свободы».

В работах Е.Е. Вяземского, И.В. Следзевского, И.Г. Жильцовой, А.Д. Бойкова отмечается, что формирование правовой культуры учащихся – это целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития, включающий осознание и освоение учащимися правового опыта, выработанного человечеством, развитие правосознания, которое соответствует нормам современного демократического общества, а также подготовку к соответствующему современной реальности правовому поведению; процесс становления личности учащегося как субъекта и объекта правоотношений.

Школьный курс обществознания обладает значительным потенциалом в формировании правовых знаний, убеждений и культуры учащихся. Уроки по праву, проводимые в традиционной форме, не всегда адекватны задачам курса и не обеспечивают эффективную правовую подготовку школьников. На уроках обществознания, посвященных правовой сфере жизни общества, активность учащихся, как правило, невелика. Школьники не осознают практической значимости изучаемого материала.

С целью повышения интереса учащихся к проблемам права, углубления их представлений о правовой сфере общественной жизни, формирования у них демократической правовой культуры необходимо личное вовлечение учащихся в процесс изучения темы, как бы «примеривание на себя» ряда социальных ролей со всей полнотой их прав и обязанностей. Эмоционально-личностное изучение права обеспечивает лучшие результаты освоения тем, нежели простой рассказ учителя и конспектирование учащихся.

Важным аспектом в обучении и воспитании является формирование человека как уникальной, неповторимой личности, раскрытие реальных возможностей каждого учащегося. Как показывает практика, при изучении правовых вопросов очень эффективным способом обучения является проблемный подход к изучению содержания, при котором систематически создаются проблемные ситуации, задаются проблемные вопросы. Это обеспечивает сочетание самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки, что позволяет развивать рациональное, критическое мышление, познавательные способности. Мировоззрение учащихся формируется на основе развития интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, что предполагает не только усвоение результатов научной деятельности, но и самого хода такой деятельности. В данном случае реализуется личностно-деятельностное направление организации процесса обучения и познания, приоритет творческо-поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Понятие «сеть дошкольных учреждений» и особенности образовательных программ в дошкольных учреждениях различного типа
Понятие «сеть дошкольных образовательных учреждений» возможно определить как «совокупность взаимодействующих между собой равноправных по статусу дошкольных образовательных учреждений различных видов». То есть сетевой принцип организации дошкольных образовательных учреждений предполагает, прежде все ...

Значение теории Пиаже для обучения географии
Представление о стадиях развития мышления сыграет свою роль лишь в том случае, если удастся определить его значение для обучения географии. Еще в начале 20 века столетия Джеймс Фергрив, основываясь на интуиции и опыте, рекомендовал в преподавании географии идти от известного к неизвестному, от част ...

Содержание экспериментальной работы по обогащению лексического запаса младших школьников при изучении изобразительно-выразительных средств
Неуклонное улучшение речевых навыков "является в школьном возрасте решающим моментом, определяющим всю умственную судьбу развития ребенка" (Л.С. Выготский). Не случайно главная цель обучения в школе связывается с языковым развитием учащихся. Овладение родным языком как средством и способо ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru