В современных типах школ учителя в процессе обучения и воспитания по возможности стараются учитывать индивидуальные познавательные возможности учащихся. «Индивидуализация» обучения - это самостоятельная работа каждого учащегося в соответствии с его способностями и реальными учебными возможностями. В соответствии с данными особенностями и возможностями отбираются методы и темпы обучения. В условиях массовой школы возможны лишь некоторые элементы индивидуализации, когда, к примеру, учитель использует задания одинакового для всех учащихся содержания, но с различным уровнем сложности [1].
Основу познавательных возможностей учащихся составляет степень развития познавательных процессов: воспитания, воображения, памяти, мышления, внимания, речи. У каждого ребенка они развиты по-своему и взаимосвязаны между собой. В обучении большую роль играет характер и темперамент личности. Холерики и сангвиники по-разному себя ведут на занятиях, они имеют разный уровень восприятия и мышления. Это все влияет на обучение школьника.
В процессе учебной деятельности учащиеся находятся в различных познавательных состояниях: испытывают творческий подъем или апатию, одни проявляют ситуативный одноразовый интерес и быстро теряют его в течение одного урока, другие, напротив, - постоянно испытывают устойчивый интерес, одни уверены в себе, другие стеснительны. Все эти индивидуальные особенности детей необходимо знать учителю [2].
Гражданское образование в нашей стране сегодня является одним из приоритетных направлений. Российская образовательная политика исходит из того, что роль образования на современном этапе развития страны определяется задачами ее перехода к демократическому и правовому государству, рыночной экономике. Знание основ права в этих условиях становится первейшей необходимостью каждого члена общества, так как от этого в значительной мере зависят успехи людей в любой сфере жизнедеятельности.
«Концепция модернизации российского образования, составленная на период до 2010 года» предусматривает, что главная и основная цель общеобразовательной школы – «формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной работы и личной ответственности учащихся». Также выявлена задача воспитания и развития у учащихся «гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности и способности к успешной социализации в жизни». В данной концепции признано необходимым развитие личности, которое должно быть «направленно на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутреннего стремления в необходимости соблюдения норм права, а также на осознание себя полноправным членом общества, имеющим законные права и свободы».
В работах Е.Е. Вяземского, И.В. Следзевского, И.Г. Жильцовой, А.Д. Бойкова отмечается, что формирование правовой культуры учащихся – это целенаправленный процесс обучения, воспитания и развития, включающий осознание и освоение учащимися правового опыта, выработанного человечеством, развитие правосознания, которое соответствует нормам современного демократического общества, а также подготовку к соответствующему современной реальности правовому поведению; процесс становления личности учащегося как субъекта и объекта правоотношений.
Школьный курс обществознания обладает значительным потенциалом в формировании правовых знаний, убеждений и культуры учащихся. Уроки по праву, проводимые в традиционной форме, не всегда адекватны задачам курса и не обеспечивают эффективную правовую подготовку школьников. На уроках обществознания, посвященных правовой сфере жизни общества, активность учащихся, как правило, невелика. Школьники не осознают практической значимости изучаемого материала.
С целью повышения интереса учащихся к проблемам права, углубления их представлений о правовой сфере общественной жизни, формирования у них демократической правовой культуры необходимо личное вовлечение учащихся в процесс изучения темы, как бы «примеривание на себя» ряда социальных ролей со всей полнотой их прав и обязанностей. Эмоционально-личностное изучение права обеспечивает лучшие результаты освоения тем, нежели простой рассказ учителя и конспектирование учащихся.
Важным аспектом в обучении и воспитании является формирование человека как уникальной, неповторимой личности, раскрытие реальных возможностей каждого учащегося. Как показывает практика, при изучении правовых вопросов очень эффективным способом обучения является проблемный подход к изучению содержания, при котором систематически создаются проблемные ситуации, задаются проблемные вопросы. Это обеспечивает сочетание самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки, что позволяет развивать рациональное, критическое мышление, познавательные способности. Мировоззрение учащихся формируется на основе развития интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, что предполагает не только усвоение результатов научной деятельности, но и самого хода такой деятельности. В данном случае реализуется личностно-деятельностное направление организации процесса обучения и познания, приоритет творческо-поисковой учебно-познавательной деятельности учащихся.
Становления музыкальности на разных возрастных этапах дошкольного детства
От чего зависит музыкальность человека? Подчеркнем мысль Б. М. Теплова о том, что музыкальность человека «зависит от его врожденных индивидуальных задатков, но она есть результат развития, результат воспитания и обучения» (38). Это подтверждают и другие исследователи. Например, К. В. Тарасова пишет ...
Содержание и структура обследования мышления и речи детей с
ЗПР и детей с нормальным речевым развитием
Для исследования мыслительных операций и речи детям были предложены 10 различных тестов. Классификация. Исключение лишнего. Что в начале, что потом? Скрытый смысл картин. Нелепицы. Загадки. Времена года. Чего не хватает? Аналитические задачи. Пересказ текста «Утята». С №1 – №8 диагностики описаны в ...
Адаптивные возможности образования
“Важнейшей задачей допрофессионального образования является не только освоение конкретных знаний определенных курсов дисциплин, но и выработка вида мышления, присущего данной области деятельности будущего специалиста. При этом имеется в виду определенный тип восприятия окружающего мира, использова ...