Биологические особенности яровой пшеницы

Новое образование » Разработка занятия по основам растениеводства в ПТУ » Биологические особенности яровой пшеницы

Страница 2

Величина урожая, которую может сформировать тот или иной агроэкотип зависит, с одной стороны, от реально складывающихся условий среды (почвенно-климатических и агротехнических), а с другой – от потенциальных возможностей использования факторов среды, заложенных в генотипе сорта.

Посевы пшеницы – это саморегулирующая пластическая система, которая «стремится» к формированию оптимальной структуры ассимиляционных и репродуктивных органов и в конечном итоге максимальной урожайности.

Яровая пшеница относится к культурам с повышенными требованиями к плодородию и гранулометрическому составу почвы. Корневая система у неё имеет слабую усваивающую способность, а вегетационный период интенсивного потребления питательных элементов очень короткий. Лучшими почвами для неё считаются структурные чернозёмные и каштановые почвы, а так же плодородные дерново-подзолистые. На тяжёлых глинистых и легких супесчаных почвах без внесения высоких норм удобрений она растёт плохо.

Тип почвы и её гранулометрический состав сильно влияют на глубину залегания и распространения корневой системы. При недостатке влаги в нижних слоях почвы рост корней в глубину прекращается. В Восточной Сибири основная масса узловых корней находится на глубине 30 см и предельная средняя глубина их проникновения редко превышает 40 – 50 см.

Вегетационный период яровой пшеницы в Сибири колеблется от 75 до 110 суток и состоит из нескольких межфазных периодов.

Посев – всходы. Период колеблется от 11 до 17 суток в зависимости от увлажнения и температуры почвы. На ранних и сверхранних сроках посева (в конце апреля – начале мая) всходы появляются дольше (до 21 – 30 суток).

Всходы – кущение. Обычно фаза кущения наступает на 10 – 15 сутки. Среднесуточная температура в этот период колеблется в пределах 12 – 15о С. На интенсивность кущения, кроме тепла и влаги, существенно влияет минеральное питание, на высоком агрофоне пшеница кустится лучше.

Кущение – колошение. К моменту развития 4 – 6 листьев начинается удлинение нижнего междоузлия. В зависимости от сорта и зоны возделывания яровой пшеницы этот период составляет 22 – 36 суток. Самым критическим для Восточной Сибири является отрезок времени в 15 – 20 суток перед цветением. Он чаще всего определяет высоту урожая. Позднеспелые сорта могут иметь этот период до 41 и более суток, а очень скороспелые – 25 – 28 суток.

Колошение – восковая спелость. Продолжительность периода колеблется от 29 до 44 суток. Колошение отмечается после появления одной трети колоса из влагалища верхнего листа. Через двое суток у пшеницы начинается цветение. В зависимости от размеров колоса и условий погоды цветение длится 4 – 12 суток. После его окончания через 1 – 2 суток прекращается рост стебля в длину, начинаются интенсивный рост зерновки в длину, наполнение и налив зерновки крахмалистыми веществами.

Большое влияние на величину и качество урожая оказывает плодородие почвы и общий уровень агротехники. Очевидно, что любой высокобелковый сорт, посеянный на бедной почве с низкой агротехникой, дает зерно с низким содержанием белка, так как содержание белка в зерне зависит, прежде всего, от обеспеченности почв гумусом, как источника азота для создания азотсодержащих веществ (Павлов,1984).

Также на урожайность и качество пшеницы сильное воздействие оказывает реакция почвенной среды. Кислая среда ухудшает питание растений азотом и тормозит образование в них белковых веществ. Влияние рН на поглощение нитратов очень изменчиво и зависит от сорта и погодных условий.

Страницы: 1 2 

Новые статьи:

Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями
Классный руководитель - это педагог-профессионал, являющийся для растущего человека духовным посредником между обществом и ребенком в усвоении основ человеческой культуры; защитником от моральной деградации, нравственной гибели; организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместно ...

Методика определения готовности к школьному обучению М.Н. Костиковой
В основу методики определения готовности к школьному обучению М.Н. Костиковой положена идея, что наиболее прогностичным будет такое обследование ребенка, которое позволит получить информацию о процессе решения диагностических заданий и о тех видах помощи, которые необходимы для успешного их выполне ...

Модели управления качеством
С точки зрения подходов к оценке и контролю качества остаются две модели управления качеством. Первая модель основана на непосредственном контроле знаний обучаемых. Во второй модели методической основой для управления качеством являются международные стандарты серии ISO 9000. Тестирование знаний пу ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru