Организация ветеринарного образования

Новое образование » Организация ветеринарного образования

Страница 2

В США вопросы ветеринарного здравоохранения включены в учебные программы ветеринарных институтов и отражают следующие аспекты:

1. Сельское хозяйство (гигиена пищевых продуктов животного происхождения; защита человека от остатков пестицидов, токсических веществ, фальсификатов, антибиотикоустойчивых бактерий в пищевых продуктах).

2. Защита окружающей среды (обработка отбросов животного происхождения, обеспечение доброкачественного водоснабжения человека и животных).

3. Зооантропонозы (программа по борьбе и профилактике, сравнительная медицина, «экзотические», особо опасные зооантпропонозы).

4. Домашние животные (влияние домашних животных на поведение людей; изучение биологических процессов у детей от контакта с домашними животными).

5. Профилактическая медицина (эпидемиология и надзор за болезнями, программы по борьбе и ликвидации болезней, техника безопасности при работе в лабораториях и гуманное отношение к лабораторным животным, болезни диких животных).

6. Эпидемиология и биостатика (роль ветеринарных специалистов в эпидемиологическом надзоре).

7. Общественное здравоохранение (обучение вопросам здравоохранения широких масс населения, общественно-экономический урон, наносимый болезнями животных).

Таким образом, мировая практика определения места ветеринарии в системе охраны здоровья людей дает правовую возможность именовать ее ветеринарной медициной. Это и было сделано. В марте 1994 года постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь ходатайство профессорско-преподавательского состава ветинсититута было полностью удовлетворено. Так появилось в белорусском ветеринарном обиходе новое понятие – «ветеринарная медицина». Для своих читателей разъясняем, что термин «ветеринарная медицина» следует употреблять чаще всего в научно-образовательной сфере, когда речь идет об общих высоких вопросах нашей профессии, при сравнении достижений отечественной и зарубежной науки, при рассмотрении проблем охраны здоровья человека. Так, современно на международном уровне звучат выражения: «академия и факультет ветеринарной медицины», «проблемы и достижения ветеринарной медицины», «успехи человеческой и ветеринарной медицины в борьбе с зоонозами», «место ветеринарной медицины в системе сельскохозяйственного производства», «сотрудничество в области ветеринарной медицины» и т.п.

Вместе с тем, термин «ветеринария» уместно использовать на бытовом уровне при определении более узких профессиональных понятий там, где «ветеринарная медицина» никак не умещается в логическое содержание фразы «ветеринарные мероприятия», «ветеринарная защита ферм и комплексов», «ветеринарные средства», «ветеринарные ограничения», «ветеринарные специалисты», «ветеринарная служба», «ветеринарные органы (учреждения)», «ветеринарные услуги (помощь)», «ветеринарное дело», «пропаганда ветеринарных знаний», «управление ветеринарии» и т.д. Правильное использование профессиональной терминологии позволит избежать неуместных ошибок и казусов при обращении или переписке с зарубежными партнерами, предотвратить смысловую путаницу в литературном творчестве, хотя оба термина, по существу, выражают одно и то же понятие. Утверждая новое название ветинститута, правительственные органы посчитали неуместным оставлять его орденоносным, однако, благодаря настойчивому ходатайству ректората 15 сентября 1999 года было возвращено вузу почетное звание ордена «Знак Почета». Сегодня Витебская ордена «Знак Почета» государственная академия ветеринарной медицины (ВГАВМ) по-прежнему является признанной кузницей высших ветеринарных кадров, более 99% которых в Республике Беларусь – это выпускники ВГАВМ, так же, как и преподавательский состав факультета ветеринарной медицины. В 2001 году решением Совета Министров республики в Гродненском государственном аграрном университете открыт факультет ветеринарной медицины с набором 50 абитуриентов. Коллектив профессорско-преподавательского состава ВГАВМ считает такое решение ошибочным, так как в этом вузе нет надлежащей материально-технической базы, а главное, необходимых преподавательских кадров, чтобы готовить полноценных ветспециалистов высшей квалификации. Для восполнения этих недочетов требуются десятилетия. За время своего существования (1924–2004 гг.) ВГАВМ обучила и направила селу свыше 30 тысяч ветврачей (врачей ветеринарной медицины) и 10 тысяч зооинженеров. В настоящее время в состав академии входят 5 факультетов (ветеринарной медицины; зооинженерный; повышения квалификации и переподготовки кадров АПК; заочный; довузовской подготовки, смежных и общественных профессий), а также аграрный колледж и филиал в г. Речица Гомельской области, центральная научно-исследовательская лаборатория с диагностическим центром, лаборатория информационных технологий. В 2004 году с разрешения МСХ и П Республики Беларусь в академии открыт и начал функционировать научно-исследовательский институт прикладной ветеринарной медицины и биотехнологии. В академии обучается 3500 студентов, в том числе 2400 будущих врачей ветеринарной медицины. Для подготовки научно-педагогических кадров имеется аспирантура и докторантура по 13 ветеринарным, биологическим и сельскохозяйственным отраслям. Работают советы по защите диссертаций по пяти научным специальностям. За годы существования в академии защищено 350 кандидатских и докторских диссертаций. В аспирантуре обучается более 50 аспирантов. Учебный процесс осуществляют 24 доктора наук и 147 кандидатов наук (всего 349 преподавателей). Обеспеченность докторами наук составляет 87% к потребности. Это самый высокий кадровый показатель в расчете на 1000 студентов среди большинства вузов республики. В 60–80-х годах много средств вложено в развитие материальной базы академии, что позволило ее заметно улучшить. В 2004 году завершено строительство, начатое в 1988 году нового учебно-лабораторного корпуса, в котором учебная площадь в 17,6 тысячи м2 удваивается относительно имевшейся до сих пор. Это является значительной предпосылкой к переходу на новый уровень подготовки специалистов. Перестроена и введена в эксплуатацию современная клиника для кафедр эпизоотологии, паразитологии, болезней мелких животных и птиц. Только с конца 90-х годов академией закуплено на несколько миллиардов рублей научного и учебного оборудования, приборов, инструментария, аппаратуры, видеотехники, компьютеров, химреактивов и т.п. В плановом порядке проводится ремонт и реконструкция учебных корпусов, клиник, студенческих общежитий. Открыто студенческое кафе. Приобретено 212 компьютеров, что позволило большинству кафедр перейти на использование современных информационных технологий в учебном процессе, где оборудовано более 20 компьютерных классов, а также организована кафедра компьютерного обучения. Одной из первых в республике ВГАВМ проявила инициативу в вопросах целесообразной интеграции среднего профессионального и высшего образования, введя в свой состав бывший Лужеснянский аграрный колледж (ныне «Аграрный колледж ВГАВМ»). Особенно в последние годы по инициативе ректора академии А.И. Ятусевича значительно активизирована деятельность аспирантуры, благодаря чему ежегодно молодые ученые защищают по нескольку кандидатских диссертаций и вливаются в штат профессорско-преподавательского состава вуза. Факультет ветеринарной медицины является ведущим подразделением академии. В его состав входят 18 кафедр, 6 клиник, виварий, ветеринарная лечебница с учебными классами в деревне Подберезье и мясокомбинат, учебная база на Витебском мясокомбинате. В учебном процессе участвуют также 10 кафедр зооинженерного факультета. Первичная клиническая подготовка будущих врачей ветеринарной медицины ведется на практических занятиях с использованием в клиниках за учебный год 650–700 больных животных, принимаемых на стационарное лечение и 1500–1800 – на амбулаторное. В 1996 году на факультете введены 2 специализации: по ветеринарно-санитарной экспертизе и по токсикологии, в 1997-м – по ветеринарной бактериологии, а в 1998-м – по ветеринарной гинекологии и биотехнике размножения, с 2001 года – по болезням птиц и болезням рыб и пчел. Дополнительно к учебному плану изучаются актуальные спецкурсы (клиническая эндокринология, иммунология, новое в ветеринарии и т.д.). Для выпускников введен экзамен по практическим навыкам и умениям. Внедряется рейтинговая система оценки знаний студентов. Зооинженерный факультет функционирует с 1933 года. Основной его производственной базой являются базовые хозяйства, племпредприятия области, животноводческие комплексы. Главные структурные подразделения – 10 кафедр. С 1996 года на факультете открыта специализация по племенному делу. Факультет заочного образования был открыт в 1959 году и включал в себя 2 отделения: ветеринарное и зооинженерное. За это время подготовлено 6161 специалист с высшим образованием, в том числе 3959 ветеринарных врачей и 2202 зооинженера. В 1994 году по решению Верховного Совета Республики Беларусь заочная форма обучения по специальности «ветеринарная медицина» была закрыта, а с 1998 – снова открыта. Научные исследования в академии имеют давние традиции и неразрывно связаны с историей развития всей сельскохозяйственной науки Республики Беларусь. Буквально сразу же после открытия ветеринарного института в Витебске (с 1924 года) начали издаваться журналы, первые руководства, справочники, монографии практически по всем актуальным проблемам ветеринарии и животноводства. Авторы многочисленных работ, среди которых были первый ректор института Герой Труда Е.Ф. Алонов, академики С.Н. Вышелесский и Х.С. Горегляд, профессора Г.Я. Белкин, А.Н. Макаревский, В.Ю. Вольферц, И.А. Щербович, и другие фактически стали основоположниками научно-педагогических школ. За 80 лет существования вуза на многих кафедрах сформировались научные школы и направления, широко известные в дальнем и ближнем зарубежье. Среди них ученые кафедры эпизоотологии, которой заведует В.В. Максимович. Они длительное время изучают методы одновременной иммунизации животных против нескольких инфекций, вирусные респираторные болезни молодняка, сальмонеллез, лептоспироз и т.п. (профессора В.Ф. Петров, Д.Д. Бутьянов, В.В. Максимович, В.А. Кирпиченок и др.). Кафедра паразитологии (заведующий – профессор А.И. Ятусевич) занимается исследованием фауны паразитов животных, изучением их биологии, методов диагностики и разработкой средств защиты животных. Большой вклад в развитие паразитологии внесли профессора И.А. Щербович, П.С. Иванова, Т.Г. Никулин, Н.Ф. Карасев и др. Результатом исследований этих ученых явились успешная ликвидация или снижения распространения многих инвазионных болезней животных и разработка эффективных средств терапии и профилактики паразитов. Широко известна ветеринарная терапевтическая школа (заведующий кафедрой член-корр. НАН И.М. Карпуть), посвятившая исследовательскую работу проблемам иммунологических аспектов незаразных болезней молодняка, лечебно-профилактическим мероприятиям при иммунодефицитах у них (профессора П.В. Каймаков, З.С. Горяинова, Н.Х. Уразаев, Ф.Ф. Порохов, П.Я. Конопелько, И.М. Карпуть, С.С. Абрамов, А.Ф. Могиленко, В.А. Телепнев, М.П. Бабина и др.).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Дидактические игры как средство формирования словаря у детей раннего возраста
Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (словесные). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Новые слова не вводятся. ...

Проведение констатирующего этапа эксперимента. Диагностика уровня музыкальной выразительности исполнения у младших школьников
Младший школьный возраст – вершина детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, полная вера в близкого взрослого. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Младший школьный возраст – начало школьной ...

Методика разработки концепции воспитательной системы
Модель воспитательной системы образовательного учреждения - это описание той будущей системы, которую намерены создать педагоги, учащиеся и их родители [24]. Этапы создания модели воспитательной системы: 1) Разработка исходной концепции; 2) Создание образа школы, в рамках которой будет строится сис ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru