Изучение проблем готовности детей к школе и их школьной адаптации, посещавших ДОУ, показывает, что без затруднений в 1 классе учится менее 50% детей. Остальные дети испытывают значительные трудности при освоении учебного материала, характеризуясь низким уровнем адаптации к школьному социуму, высоким уровнем психофизиологических «затрат», а также резким ухудшением состояния здоровья. Это обусловлено изначально плохим состоянием здоровья (30% детей в дошкольном возрасте имеют клинические диагнозы) и наличием у 60% детей функциональных отклонений в развитии эмоционально-волевой сферы (52-73%) в организации деятельности (70%), в развитии моторных функций (70%), развитии речи (60%) и т.д.
Вместе с тем следует констатировать, что образовательные программы существующих организационных форм (детские сады, группы кратковременного пребывания ребенка в детском саду, педагогические комплексы «школа – детский сад», подготовка в учреждениях дополнительного типа, в семье) не содержат целенаправленных научно-методических рекомендаций по развитию психофизиологического потенциала детей на пороге поступления их в школу (5-6 лет) как главного условия подготовки к школе.
Предложения
1. Разработать концепцию развития детей 5-6 лет, в основание которой положен нейропсихофизиологический подход, обеспечивающий совершенствование механизмов телесной, когнитивной, социо-эмоциональной сфер.
2. На основе концептуальных положений разработать психолого-педагогическое обеспечение
- дифференцированного подхода в раскрытии психофизиологического потенциала детей;
- гармоничного вхождения ребенка в социум, становления его личностных качеств;
- здоровья ребенка как основания и ресурса его жизнедеятельности
- всех типов образовательных программ, обеспечивая тем самым единый базис развития.
3. На базе данной концепции разработать психолого-педагогическое обеспечение поддержки развития детей 1-2 классов в группах продленного дня.
4. Разработать содержательные и организационные основы переподготовки педагогов-дошкольников, а также дидактическую литературу.
5. Разработать учебно-методический комплекс, обеспечивающий реализацию специализации «Предшкольное развитие» и ввести ее в стандарты по специальностям «Педагог-психолог», «Социальный педагог», «Педагогика и методика начального образования».
Мониторинг психофизиологического состояния детей 5-6 лет, занимавшихся по вариативным образовательным программам показал, что данная концепция способствует улучшению (до нормы и выше) следующих показателей: регуляции внимания, динамической организации движения, моторной активности, общего эмоционального фона организации деятельности и т.д.
Диагностика осуществлялась на различных уровнях:
- с использованием специальной медицинской, психофизиологической аппаратуры,
- разработанной методикой «педагогического наблюдения», на основе многолетних наблюдений за развитием психофизиологического потенциала здоровья детей дошкольного возраста.
Оценивался: психофизиологический потенциал развития (статус); социальный и психологический статус; неврологический статус и оценка уровня здоровья.
Проведённый анализ, даёт возможность говорить о том, что в городе функционирует вариативная сеть дошкольных образовательных учреждений.
Во всех 153 ДОУ созданы необходимые условия для оздоровления и физического развития дошкольников: спортивные залы, фитобары, физиотерапевтические кабинеты, а для развития интеллектуальных способностей детей в дошкольных учреждениях оборудованы экологические комнаты, детские экспериментальные лаборатории, зоны художественного труда и конструирования.
Необходимо отметить, что для решения задачи эмоционально-личностного развития детей в дошкольных учреждениях оборудованы театральные и изобразительные студии, музыкальные и хореографические залы.
Между тем, для успешного обучения в школе, ребенок должен получить полноценную подготовку, и педагогическое общество г. Ростова-на-Дону успешно реализует вариативные формы дошкольного образования. Цель деятельности предшкольной подготовки детей предполагает создание педагогических и организационных условий развития личности ребенка старшего дошкольного возраста независимо от уровня его здоровья и особенностей развития, формирование готовности малыша к обучению в школе.
Мониторинг психофизиологического состояния детей 5-6 лет, занимавшихся по вариативным образовательным программам показал, что данная концепция способствует улучшению (до нормы и выше) следующих показателей: регуляции внимания, динамической организации движения, моторной активности, общего эмоционального фона организации деятельности и т.д.
Организация личностно-ориентированного обучения в процессе
обучения дизайну
Образовательный процесс строится на учебном диалоге ученика и учителя, который направлен на совместное конструирование программной деятельности. В любом учебном предмете, в особенности в изобразительном искусстве, где, кроме прочего, важен талант и эстетический вкус, уже заложенные генетически, уче ...
Результаты реализации методики эффективного сотрудничества с родителями
дифференцированных групп
Цель: Обобщение систематизация полученных результатов после апробации методики эффективного взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников. Задачами контрольного эксперимента стали: 1. Качественный и количественный анализ и систематизация полученных результатов. 2. Подтверждение эффективности ...
Актуальные вопросы обучения в современной педагогической психологии
Современные условия требуют строить обучение на новых принципах с учетом специфики мышления современного человека. Как отмечают исследователи, в начале XXI в. появились новые подходы не только к обучению, но и образованию вообще. Ученик (школьник, студент) стал относиться к образованию как путевке ...