Закономерности развития детской речи в норме и условиях ее нарушения

Страница 2

Так, русские дети в течение какого-то времени не замечают изменчивости конца слов родного языка. А поэтому флексийные элементы не воспринимаются ими как смыслоразличительные единицы. Это происходит потому, что в воспринимаемом от окружающих языковом материале лексическая основа слова выступает для ребенка постоянным словесным раздражителем, а флексии суффиксы, префиксы и т.п. в качестве меняющегося окружения, которое варьируется в различных сочетаниях с корневым морфом.

Употребление форм слов в том виде, в каком они были извлечены из речи окружающих, и комбинирование этих слов с другими такими же словами своего лексикона основная закономерность рассматриваемого этапа развития. Усвоив однажды слово, ребенок единообразно использует его для обозначения совершенно различных ситуаций: «это киса», «дай киса», «нет киса». Не имея в своем словесном арсенале формальных категориальны средств родного языка, дети не способны к словоизменению, а поэтому не могут переструктурировать форму слова в связи со своим собственным высказыванием.

Период, в течение которого дети пользуются в своих высказываниях неизменяемыми аморфными словами-корнями и их комбинациями друг с другом, принято называть периодом предложений из аморфных слов-корней.

В этот период развития речи как в норме, так и в патологии имеет место элизия (пропуск) слогов, отсутствуют многие артикуляционные уклады, наблюдаются пропуски и замещения звуков. Возможности детей в плане звукопроизношения остаются сильно ограниченными, однако в норме выступает ярко выраженная способность к передаче акцентно-мелодических контуров слов и особенно к передаче в них ударения.

Первые морфологические членимые формы слов

На определенном этапе развития дети начинают замечать технику связи слов в предложении. В их речи появляются первые случаи словоизменения. Теперь в зависимости от синтаксической конструкции высказывания ребенок начинает грамматически по-разному оформлять одно и тоже слово, например: это киса, но дай кис-у.

Так у существительных появляются различные падежные окончания: для обозначения объекта действия через окончание -у; для обозначения места действия через окончание -е (и): для обозначения лица, к которому направлено движение -е (-и): для обозначения множества предметов через окончание -ы: для обозначения части целого через окончание -а и некоторые другие.

У глаголов начинают употребляться окончания 3-го лица изъявительного наклонения (-ит, -ет), у существительных -суффиксы уменьшительности и ласкательности.

Таким образом, на определенном этапе развития ребенка из глобального обозначения словом многих недифференцируемых им ранее ситуаций начинает различать, вычленять и обозначать грамматическим знаком одну-две из них.

С появлением грамматической изменяемости слов дети, как в норме, так и в патологии, перестают использовать слова-звукоподражания («ам-ам», «би-би», «бух» и т.п.), которыми до того активно пользовались.

В период первоначального усвоения грамматической изменяемости слов произносительные возможности слов детей остаются сильно ограниченными: используются только некоторые фонемы родного языка. В этот период речевого развития у детей, как правило, еще не выработались многие движения органов артикуляции (например, подъем передней части языка к верхним альвеолам). Однако отсутствие тех или иных артикуляционных укладов теперь уже не останавливает ребенка перед усвоением новых слов и новых словосочетаний, и дети обходятся теми звуками речи, которые сумели приобрести согласно своим речедвигательным возможностям.

Усвоение грамматической структуры предложения

Возникновение способности самостоятельно правильно по смыслу употреблять целый ряд лексических и грамматических элементов (морфов) слов является крупнейшим переломным моментом в развитии детской речи, обеспечивающим динамичное усвоение синтаксической и морфологической структуры родного языка.

Начальный период этого процесса характеризуется выраженными ограничениями в отношении количества слов, включаемых детьми в одно предложение, и количества используемых грамматических элементов.

В норме вместе с расширением объема предложения до 3-х слов появляются первые случаи словоизменения, начинает устанавливаться грамматическая связь между словами, устанавливается согласование между подлежащим и сказуемым, развивается подчинение глаголу.

На первых порах становления фразовой речи отличительной чертой являются колебания в грамматическом оформлении предложений. Нередко наблюдается такое явление, когда внутри одного предложения одни синтаксические отношения имеют грамматически правильное оформление, а другие не имеют, поэтому такое предложение оказывается грамматизированным только частично.

Как в норме, так и патологии овладение синтаксической конструкцией, воспринятой из речи взрослых, типа "субъект действия его действие", в которой действие выражено глаголом с элементом -ит, -ет, кладет начало самостоятельному построению грамматически правильных предложений, состоящих из изменяемых слов.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Эмпирическое исследование кратковременной речевой памяти, понятийного логического мышления, речевого развития дошкольников
Результаты исследования уровня кратковременной речевой памяти у дошкольников с нарушением зрения и без зрительных патологий по методике «Кратковременная речевая память», представлены в таблицах 1,2 и на рисунке 1. зрение мышление память дошкольник Таблица 1 Результаты исследования кратковременной р ...

Специфика содержания внеклассной работы. Её методы и средства
Специфика содержания внеклассной работы характеризуется: - во-первых, преобладанием эмоционального аспекта над информативным (для эффективного воспитательного воздействия требуется обращение к чувствам ребёнка, его переживаниям а не к разуму, вернее, к разуму через эмоции); - во-вторых, в содержани ...

Рекомендации педагогам по применению игр в условиях школы-интерната
Игровая деятельность может использоваться не только как воспитательное средство, но как и терапевтическое. Она может использоваться для разрешения жизненных проблем, возникающих у ребенка, коррекции межличностных отношений, ободрения ребенка, восстановления равновесия сил, улучшения здоровья детей. ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru