Познавательная деятельность учащихся при изучении гражданского права в XI классе

Новое образование » Развитие познавательных навыков одиннадцатиклассников на уроках истории и обществознания » Познавательная деятельность учащихся при изучении гражданского права в XI классе

Страница 2

Таким образом, для успешной реализации задачи по формированию правосознания и правовой культуры учащихся учителю важно создать такие условия на уроке, когда изучаемые детьми явления и вещи, первоначально неизвестные для них, постепенно начинают переживаться как субъективно значимые и интересные. Главная задача учителя истории - заинтересовать учащихся, тогда процесс познания будет проходить более увлекательно и плодотворно. «Неинтересные» фактические сведения могут «зазвучать» по-другому, если затрагивают ребенка, если связаны с жизненным и личностным опытом школьника. В данном случае учебная ситуация приобретает ценность для личности, а учебная информация из обезличенной превращается в событие, которое значимо для ученика, являющегося участником образовательной деятельности. Личностно ориентированные ситуации находятся в органическом единстве с методами и приемами организации познавательной деятельности учащихся. Их основу составляют проблемно-поисковые, исследовательские, методы диалогического мышления, такие как диалог, эвристическая беседа, дискуссия, а также групповые формы деятельности [3].

Обучаемость учащихся связана с мотивацией обучения правоведению. Мотивы представляют собой субъективное отношение школьников к обучению, основу которого составляет сознательно поставленная ими цель. Условно можно выделить социальные и познавательные мотивы. Социальные связаны с осознанием ценности и значимости правоведения, стремлением добиться положительной оценки и получить определенную профессию, взаимодействовать с людьми. Важную роль во второй группе играют процессуальные мотивы, представляющие собой интерес к процессу обучения.

Психологи отмечают, что положительную мотивацию в процессе обучения вызывают, прежде всего, положительный настрой, адекватная самооценка ученика, уверенность в своих способностях, а также активная позиция в учебной деятельности.

Индивидуальные возможности и способности учащихся необходимо своевременно выявлять и применять в практической деятельности. В ходе обучения правоведению развиваются все те же познавательные процессы, что и при изучении ряда других школьных предметов [4].

Для более полного и глубокого усвоения правового материала необходимо развитие умения учащихся работать с документами, проведение практических занятий и ролевых игр, решение познавательных задач, развитие навыков самостоятельной работы учащихся.

В системе инновационных подходов доминируют активные формы уроков; именно они способствуют активизации познавательной деятельности, самостоятельному осмыслению сущности права и формированию потребности в соблюдении его установок. Активность в обучении позволяет учащемуся быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, способствует развитию коммуникативных способностей, формирует целостное представление об окружающей действительности. Всесторонняя активность всех познавательных возможностей обеспечивает интеллектуальное развитие личности ребенка, что способствует не только продуктивному решению познавательные задач, но и необходимости применения полученные знания на практике.

Учебно-воспитательный процесс призван сформировать внутреннюю потребность индивидов в приобретении правовых знаний, что нацеливает учителя на акцентирование внимания на проблемах удержания интереса к праву и формирования устойчивой внутренней мотивации на приобретение знаний и навыков в области юриспруденции.

При изучении темы на уроке учитывается соотнесение учебного материала с возрастными особенностями старшеклассников, побуждение личного интереса к процессам, происходящим в правовой сфере российского общества. При первоначальном изучении темы возможен вариант объяснения учителем основных вопросов, выводы по которым самостоятельно фиксируются учащимися в схемах и таблицах [5].

Среди мотивов в обучении правоведению выделяется такой, как понимание социальной значимости изучения правоведению. Необходимо иметь в виду, что он может проявляться только в старшем школьном возрасте с учетом обучаемости, то есть восприимчивости к обучению [6].

На современном этапе развития нашей страны особенно актуальными, в связи с формированием рыночных механизмов экономики и формирования класса собственников, стали экономико-правовые вопросы, такие как право собственности и наследственное право.

Вопрос, связанный с изучение права собственности, эффективно рассматривать на уроке в диалогической форме. Данный материал изучался ранее в курсе «Обществознание» в XI классе при изучении экономической сферы общества. Поэтому предусматривалась самостоятельная работа учащихся по составлению схемы. В ней отражаются вопросы: что такое право собственности? Каковы полномочия собственника? Составление схемы проводится каждым учащимся самостоятельно, затем одним их учащихся схема заполняется на доске. Учитель корректирует и направляет деятельность школьников, готовая схема обсуждается с классом на конкретных примерах. Для формирования умений школьников применять полученные знания на практике целесообразно решение познавательных задач.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Социально-педагогическая работа по социализации детей "группы риска" в общеобразовательном учреждении
Руководствуясь принципами государственной политики в области образования, которые изложены в Законе Российской Федерации об образовании, а в частности, принципом общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников, ...

Содержание воспитания как основное средство реализации воспитания
Один из наиболее спорных вопросов - содержание воспитания. Известно, что цель воспитания - всестороннее гармоническое развитие личности. Термин всестороннее воспитание предполагает конкретную дифференциацию его на составляющие: умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое и т.д. Все ...

Изучение условий эффективного взаимодействия ДОУ с родителями
Опытно-экспериментальная работа проводилась с июня 2007 года по апрель 2008 года. Местом для организации эксперимента явилось МДОУ, детский сад №8 «Светлячок». В эксперименте приняли участие двадцать семь родителей (в возрасте, в основном, старше тридцати лет) средней и старшей групп детского сада ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru