Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского

Новое образование » Педагогическая теория К.Д. Ушинского » Элементы принципа народности воспитания по учению К. Д. Ушинского

Страница 1

Наиболее полно и фундаментально идея трудового воспитания в отечественной педагогике второй половины XIX в социальном и педагогическом аспектах была рассмотрена К.Д. Ушинским в статье «Труд в его психическом и воспитательном значении». Кроме того, Ушинский в «Родном слове» и в «Детском мире» ярко отража­ет принцип составления учебников начальной школы на основе соединения трудового воспитания с умственным, физическим и нравственным развитием детей.

Как мы уже знаем, Ушинский считал, что человек формируется и развивается в трудовой деятельности. Для него труд, во-первых, является основой и средством человеческого суще­ствования, и, во-вторых, он представляет собой источник физи­ческого, умственного и морального совершенствования человека. Отсюда — труд основной фактор и средство воспитания человека в умствен­ном, физическом, социальном (граждан­ском) и нравственном аспектах.

К.Д.Ушинский определял труд как «сво­бодную и согласную с христианской нрав­ственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной не­обходимости ее для достижения той или другой истинно человеческой цели в жиз­ни».

Указы­вая на большое значение труда для подготовки учащихся к практической деятельности. Ушинский выдвинул совершенно правильное положение: «Воспитание не только должно внушить воспитаннику уважение и любовь к труду: оно должно ещё дать ему и привычку к труду».

Чтобы воспитать эти качества в детях, необходимо всё воспи­тание и обучение связать с жизнью народа, с его трудовой дея­тельностью. Эта связь должна взаимно совершенствовать как самую жизнь, так и самого воспитанника.

Придавая большое значение для теории и практики воспита­ния вопросу о том, можно ли считать учение за труд, Ушинский признавал неизбежность резкого разделения труда на физический и умственный. И, заглядывая в будущее, он рассмат­ривал одну из самых важных проблем в организации трудовой деятельности — соотносимости и взаимосвязи физическо­го и умственного труда. Он отмечал, что одинаково вреден для взрослого и ребен­ка чрезмерный физический и умствен­ный труд, разрушительно действующий на молодой организм. Трудовая школа должна органично сочетать в себе ум- |ственный и физический труд. Умственная деятельность активизирует нервную си­стему, способствуя тем самым кровотоку н пищеварению, но она значительно уменьшает необходимость и возможность движения; в свою очередь, физический труд, лишенный умственного напряже­ния, усилия мысли, превращает человека к робота, придаток машины. Всего полез­нее для человека, замечал педагог, было бы соединение умственного и физического труда.

Соз­давая материальные блага, труд должен способствовать развитию нравственно­сти, возвышению души, тогда он оказыва­ет живительное и освежающее влияние на чувства человека.

Но, чтобы воспитание и обучение представляли подготовку к жизни, дети не только со слов учителя и из книг должны полу­чать знания, — они должны непосредственно наблюдать окру­жающую действительность и принимать посильное участие в тру­довой деятельности людей и этим путём получить определённый навык к труду. Исходя из этого, Ушинский требовал, чтобы дети не только учились, но в связи с этим и трудились, не только должны нести труд умственный, но и физический.

Само по себе учение, как и всякий труд, по Ушинскому, серьёзен и тяжёл. Его сопровождают как страдания, так и удовлетворения. Но именно преодоление трудностей и связанных с ни­ми страданий придаёт труду исключительную силу красочности и удовлетворения. Ушинский считает неизменным психологиче­ским законом, имеющим решающее значение в совершенствова­нии человека, следующие положения: «Наслаждения, если они не сопровождаются трудом, не только быстро теряют свою цену, но также быстро опустошают сердце человека и отнимают у него одно за одним все его лучшие достоинства».

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Проблема соотношения инвариантного и вариативного компонентов школьного образования
Речь о том, какие цели школьного образования могут быть достигнуты на базе общего для всех учащихся содержания образования, а какие цели возможно реализовать на различном для разных учащихся содержании образования. Например, «научить учиться» можно на материале разных предметов, для этого не обязат ...

Проведение заключительного этапа эксперимента. Результаты педагогического эксперимента
На заключительном этапе эксперимента для проверки уровня развития музыкальной выразительности исполнения у младших школьников после формирующего этапа мы провели контрольный срез, на котором учащиеся должны были, как и на констатирующем этапе выполнить три задания. Контрольный этап эксперимента был ...

Возрастные особенности формирования личности подростков и юношества
Границы подросткового возраста примерно совпадают с обучением в 9-11 классах средней школы. За эти три года бывший ребёнок становится почти взрослым человеком. Трудности этого периода развития отражены в названиях «переходный», «трудный», «критический» возраст. Масштабы происходящих перестроек знач ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru