Общая характеристика познавательных возможностей учащихся

Страница 2

После ознакомления с восточным вопросом и его обострением в середине XIX века, учитель последовательно предложит учащимся на выбор два задания: одно связано с простым воспроизведением, а другое - с преобразованием изученного.

Хорошо подготовленные и некоторые из среднеподготовленных учащихся могут воспользоваться более сложным заданием. Оно требует указать признаки восточного вопроса и конкретизировать каждый из них соответствующими фактами и характеристикой политических интересов европейских государств в момент обострения ближневосточного кризиса.

Перед сообщением сложного задания учитель может дать менее сложное, разделив его на вопросы. Для ответа на задание вызовет слабых учеников. Они назовут хронологические рамки восточного вопроса и время обострения его, охарактеризуют кратко сущность основных его признаков, назовут страны, заинтересованные в этом. При наличии времени кто-то из слабых или среднеуспевающих учеников может назвать интересы на Балканах и Ближнем Востоке каждой европейской страны. Последующие ответы сильных учащихся дополнят, углубят и конкретизируют знания слабых учеников [5].

Работа учащихся с теоретическим материалом будет развивать их исторические мышление, и тем успешнее, чем основательнее они проникнут в сущность восточного вопроса, конкретизируя его основные признаки. Восприятие, усвоение и дальнейшее воспроизведение военных сражений в эмоциональной, наглядно-образной форме будут развивать внимание, образное восприятие, воссоздающее воображение, речь, эмоции, чувства учеников, содействовать развитию умения усваивать главные исторические факты в наглядно-образной эмоциональной форме [6].

В процессе учения содержание обучения переходит в знание учеников. Формирование знаний сопровождается воспитанием их мировоззрения. Вместе с тем происходит их интеллектуальное и эмоционально-волевое развитие. Так, благодаря деятельности учителя и учащихся изначально задуманные цели превращаются в реальные результаты обучения [7].

Учебная деятельность учителя и учащихся в преподавании и учении протекает как единственный закономерный процесс, в котором деятельность учителя и учащихся имеет не только общие, но и особенные, специфические черты. Эти особенности имеют для образования, развития и воспитания, учащихся очень большое значение.

Учебная деятельность учителя и учащихся дает положительные результаты, если отвечает целям и содержанию обучения, познавательным возможностям учеников и протекает в органическом единстве.

В обучении главной является учебная деятельность учащихся, так как обучение - это в конечном итоге познание учениками содержания учебного предмета.

Познавая исторический материал, учащиеся усваивают его теоретический, фактологический и воспитательный потенциалы:

- главные исторические факты, законы общественного развития, мировоззренческие идеи и способы деятельности,

- в ходе познания вырабатывают у себя личностное отношение к прошлым и текущим современным событиям общественной жизни,

- удовлетворяют свои духовные запросы и интересы, развивают познавательные умения и способности, волю, эмоции, чувства.

Внимание – это познавательный процесс, который обеспечивает избирательность восприятия, переработки и использования человеком разнообразной сенсорной информации, а также организованность и целенаправленность деятельности человека.

Полное использование учащимися возможностей внимания, а также памяти и воображения, полностью зависит от того, насколько деятельность учителя соответствует объективным закономерностям познавательных способностей [8].

«…Преподавателю, отмечал В.О. Ключевский, прежде всего, нужно внимание класса или аудитории, а в классе и аудитории сидят существа, мысль которых не ходит, а летает и поддается только добровольное. В преподавании самое важное и трудное дело – заставить себя слушать, поймать эту непоседливую птицу – юношеское внимание» [9].

Все необычное, интересное, важное непроизвольно привлекает внимание. Одновременно необходимо вырабатывать у учащихся способность намеренно, произвольно сосредоточиваться на том, что требуется, усвоить или выполнить.

Первым условием нормального функционирования и развития внимания (как и других познавательных способностей) является воспитание у учащихся социальной направленности на глубокое овладение знаниями, интереса и стремления к изучению истории, создание на уроках климата высокой требовательности и доброжелательности.

Страницы: 1 2 3 4 5

Новые статьи:

Бессмертный подвиг двадцати восьми героев
Это было 16 ноября 1941 года. Фашисты рвались к Москве. Путь им преградили гвардейцы из дивизии генерала Панфилова. Их было 28 человек. Среди них были русские, казахи, украинцы. Прямо на них шли 20 фашистских танков. Отважные воины приняли неравный бой. Бой продолжался несколько часов. Враг двинул ...

Музыкальность и музыкальные способности
Рассмотрение музыкальных способностей неразрывно связано с анализом проблемы общих способностей человека. Специальные способности, к которым относятся способности музыкальные, становятся созидательными лишь благодаря тому, что в их структуре проявляется и усиливается действие общих способностей. А ...

Психологические особенности детей с легкой степенью умственной отсталости
Понятия «умственная отсталость» понимается по-разному в юридической, медицинской (психиатрической) и психологической науках. Согласно МКБ-10, медицинское понятие «умственная отсталость» имеет собирательное значение, объединяющее различные по происхождению формы психической патологии. В числе разнов ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru