Общая характеристика познавательных возможностей учащихся

Страница 5

Учитель должен строить свои уроки так, чтобы они содействовали развитию всех познавательных способностей учащихся.

Мышление – познавательный процесс, связанный с решением разнообразных задач и с творческим преобразованием действительности.

В последние годы развернулась научная и фактическая работа по оптимизации процесса обучения в школе. Развитие учебных познавательных умений (навыков) школьников стало особенно актуальной задачей. На это нацеливают и усовершенствованные программы.

Определение приема «обобщение» учитель сообщает и разъясняет в начале повторительно-обобщающего урока, который проводится в V классе после изучения раздела «Жизнь людей при первобытнообщинном строе». Определение конкретизируется применительно к содержанию данного урока. Учитель говорит, что целью урока является раскрытие главных и общих для всех народов признаков первобытнообщинного строя.

Умение осознанно обобщать изучаемые явления формируется и на всех последующих повторительно-обобщающих уроках [15].

Обобщение полезно проводит в единстве с другой мыслительной операцией — сравнением. Сравнение — установление

общего и различного. Если история западных буржуазных революций изучалась по отчетливо выделенной однотипной логической схеме, учащиеся сами могут наметить линии их сравнения: причины, основные задачи, движущие силы, результаты и значение.

Важной мыслительной операцией является умение делать и обосновывать выводы — одно из важнейших условий правильного объяснения явлений общественной жизни. Положительные результаты приносит:

1) систематическое разъяснение содержания и характера имеющихся в учебниках выводов и способов их доказательства;

2) четкость и обоснованность выводов самого учителя;

3) объяснение учащимся того, как строятся разного рода выводы и доказывается их правильность, закрепление и перенос этих приемов [16].

В VI—VII классах наряду с индуктивными выводами от школьника все чаще требуется дедуктивное умозаключение: от обобщенного знания — к объяснению конкретных фактов.

В старших классах приемы развития мышления применяются уже без использования памяток, без вычленения составных элементов мыслительной процедуры.

Учитель сам выбирает урок для разъяснения и отработки того или иного мыслительного приема [17].

В отличие от научного познания, в учебной работе учащиеся имеют дело с материалом, уже познанным наукой и адаптированным, приспособленным для школьного обучения. Их познавательная деятельность протекает под руководством учителя и с его необходимой помощью [18].

Таким образом, познавательные возможности учащихся - это основные процессы и качества человека, которые способствуют всестороннему развитию личности учащихся, а также успешному осуществлению учебной деятельности. Под руководством учителя ребята открывают для себя сущность и значение тех или иных законов и явлений, которые уже открыты наукой. Учебная деятельность по истории, состоящая из разнообразных заданий, дискуссий, игр творческого характера во многом способствует развитию познавательных возможностей учащихся. Данные способности у каждого ребенка выражены по-разному: одни ребята лучше запоминают учебный материал, другие – воспринимают зрительно, а у третьих лучше работают мыслительные процессы. Задача учителя состоит в выявлении этих особенностей учащихся и в стремлении полноценно их развивать. Чтобы добиться успеха в обучении истории, нужно учитывать данные педагогики, методических и психологических исследований в решении проблемы, чему учить и как учить.

Страницы: 1 2 3 4 5 

Новые статьи:

Особенности воспитания любви к природе у дошкольников в различные времена года
Летом. Далеко ли можно уйти летом с малышом? Гигиенисты считают, что в шесть лет ребенок может проходить «по прямой» до двух с половиной километров. Нормы эти, безусловно, примерны. Многое ведь зависит от физического состояния, от тренированности ребенка. Нормы и весьма изменчивы. Расстояние, котор ...

Характеристика подросткового возраста
Возраст от 11 – 12 до 15 лет – переходный от детства к юности. Он совпадает с обучением в школе второй ступени (5 – 9 –й классы ) , характеризуется общим подъёмом жизнидеятельности и глубокой перестройки всего организма. Душевный мир подростка Н.К. Крупская характеризовала психологией полуребёнка – ...

Анализ системы подготовки квалифицированных рабочих в Швейцарии
В Швейцарии существуют некоторые особенности реализации принципов профессионального обучения. В процессе обучения, преподаватель должен стараться обеспечить вовлечение жизненного опыта студентов в усвоение идей конкретного курса. Наиболее успешное обучение - обучение через действие. Чтобы взаимодей ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru