Организация, основные этапы экспериментального исследования. Методы сбора и обработки его результатов

Новое образование » Система заданий краеведческого характера, методика и условия их реализации в современном школьном предметном образовании » Организация, основные этапы экспериментального исследования. Методы сбора и обработки его результатов

Страница 1

Одновременно с проведением теоретико-методического исследования, и в тесной взаимосвязи с ним, нами осуществлялось экспериментальное исследование.

При проведении и организации эксперимента мы основывались на опыте, накопленном к настоящему времени в дидактике и частных методиках.

Экспериментальное исследование проводилось нами в 2007 – 2010 гг. в средней школе № 8 г. Южно-Сахалинска.

Всего экспериментом было охвачено 62 школьника 8-х классов, 6 учителей. Было проведено 16 экспериментальных уроков.

Целью исследования было экспериментально подтвердить эффективность разработанной нами методики формирования и развития знаний по Основам безопасности жизнедеятельности через использование системы заданий краеведческого характера и ее природности для средней общеобразовательной школы.

В соответствии с поставленной целью была определена структура исследования, отражающая его основные этапы и направления, используемые в них методы сбора и анализа экспериментальных данных.

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа.

Основой первого этапа стал констатирующий эксперимент, а его целью изучение исходного уровня предметных и краеведческих знаний учащихся в процессе обучения по курсу Основам безопасности жизнедеятельности.

Констатирующий эксперимент включает следующие направления:

исследование отношения школьников к краеведческому материалу, а также исследование их уровня краеведческих знаний;

анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования и степень отражения в ней знаний по основам безопасности жизнедеятельности и краеведческих знаний, методики их формирования при обучении школьников;

исследование отношения учителей средней школы к проблеме формирования и развития предметных знаний через использование системы заданий краеведческого характера.

Для получения полных и адекватно отражающих состояние исследуемых вопросов мы использовали следующие методы исследования: наблюдение на уроках, анализ ответов учащихся, беседы с учениками и учителями-предметниками, анкетирование, проведение контрольных письменных работ с последующим анализом ответов.

Одновременно с констатирующим этапом эксперимента нами проводился поисковый эксперимент, который составил основу 2-го этапа нашего экспериментального исследования. Цель его заключалась в анализе психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, на основе которого разрабатывалось содержание системы знаний краеведческого содержания и методика формирования на их основе знаний по чрезвычайным ситуациям техногенного характера школьников, проверялись и отбирались методические рекомендации для основного этапа исследования.

В ходе поискового эксперимента были выявлены эффективные методические условия, способствующие развитию знаний о чрезвычайных ситуациях техногенного характера и краеведческих знаний при обучении «Основ безопасности жизнедеятельности» в 8-м классе. К таковым мы относили: системное раскрытие краеведческих знаний на уроках «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8-м классе;

систематическое использование при определенном содержании урока и на разных его этапах разнообразных заданий краеведческого характера;

развитие краеведческих знаний с опорой на школьное содержание программы и учебники по разделу «Чрезвычайные ситуации техногенного характера, безопасность и защита человека» 8-го класса;

использование различных видов уроков во взаимосвязи: урок – формирование новых знаний, урок – самостоятельная работа, урок – обобщение, урок по защите рефератов (докладов) школьников или тематических сообщений.

Все перечисленные условия мы использовали на третьем этапе педагогического эксперимента. Поисковый эксперимент проводился на базе средней общеобразовательной школы № 8 г. Южно-Сахалинска.

Основой третьего этапа экспериментального исследования стал формирующий эксперимент. Его цель заключалась в выявлении влияния разработанной системы заданий краеведческого содержания и методики ее влияния на формирование и развитие знаний по чрезвычайным ситуациям техногенного характера, безопасности и защиты человека и краеведческих знаний школьников, и на развитие их личности.

Для осуществления формирующего эксперимента нами были выбраны контрольный и экспериментальный классы. Отбор классов мы осуществляли, основываясь на общности, одинаковой логике и последовательности раскрытия учебного краеведческого материала. Далее исходили из приблизительно равной успеваемости учащихся, учитывали мнение учителей, работающих в этих классах. Измерению подлежала методика изучения материала по основам безопасности жизнедеятельности через включение в него систему заданий краеведческого характера: в экспериментальном классе использовали содержание науки краеведения и все виды заданий краеведческого характера, а в контрольных классах использовали только учебный материал, указанный в программе.

Результаты экспериментального исследования подверглись качественному и количественному анализу, разработанному А.П. Беспалько и др. ученными [7, 31 и др.], где:

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Общая характеристика страны
Официальное название: Швейцарская Конфедерация. Территория Швейцарии равняется всего половине Австрии и лишь одной девятой территории Германии. Такая крошечная страна, а сколько рождает ассоциаций! Монблан и горные лыжи, вечный нейтралитет и самые надежные в мире банки, переход Суворова через Альпы ...

Типы, серии картин. Основные требования, выдвигаемые методикой к картине и работе с ней
Подбирая сюжетные картинки для рассказывания, необходимо учитывать, чтобы их содержание было доступно детям, связано с жизнью детского сада, с окружающей действительностью. Для коллективных рассказов выбираются картины с достаточным по объему материалом: многофигурные, на которых изображено несколь ...

Проблема закрытия малокомплектных школ Тверской области
Несколько лет в Тверской области под видом "оптимизации" происходил самый настоящий разгром системы образования на селе. Поданными Росстата Тверская область к началу 2011 года оказалась на втором месте в ЦФО, после Тамбовской области по количеству закрытых малокомплектных сельских школ. С ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru