Характеристика универсальных учебных действий

Страница 2

выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

подведение под понятие, выведение следствий;

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

выдвижение гипотез их обоснование, доказательство;

постановка и решение проблемы;

формулирование проблемы;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Регулятивные УУД обеспечивают возможность управления познавательной учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования. Контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения [8]. Регулятивные УУД являются важнейшим фактором формирования познавательных способностей, самоорганизации и самопроверки, что довольно важно на современном этапе развития образования. А.В. Карпов выделяет следующие особенности регулятивных процессов:

Они синтетичны, т.е. комплексны и формируются на базе синтеза других типов психических процессов: когнитивных, эмоциональных, волевых, мотивационных.

Регулятивные процессы метакогнитивны. Они являются связующим звеном, мостом от когнитивных процессов к исполнительским действиям.

Каждый регулятивный процесс соотнесен с определенным этапом организации деятельности. Начальный этап предполагает реализацию процесса целеполагания, затем его сменяет прогнозирование; далее наиболее развернутыми становятся процессы принятия решения, планирования, самоконтроля, а завершающие этапы требуют максимальной включенности процессов оценки результатов и их коррекции.

Регулятивные процессы тесно связаны с некоторыми важнейшими личностными качествами. Так, недостаточное развитие этих процессов обозначается негативными свойствами личности: разбросанностью, «близорукостью», нерешительностью, спонтанностью, и др[5].

Рассмотрим структуру и критерии сформированности регулятивных УУД для начальной школы. Применительно к моменту поступления ребенка в школу можно выделить следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных действий:

умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

умение сохранять заданную цель;

умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

умение контролировать свою деятельность по результату;

умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.

В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:

1. Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):

способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;

умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

преодоление импульсивности, непроизвольности;

умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками;

умение адекватно воспринимать оценки и отметки;

умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;

умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.

2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:

целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладения);

формирование основ оптимистического восприятия мира.

Критериями сформированностиу учащегося регулятивных УУД выступают следующие умения: выбирать средства для организации своего поведения; помнить и удерживать правило, инструкцию во времени; планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу и правилу; предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки; начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент; тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.

Данная глава содержит рассмотрение таких положений как универсальные учебные действия. Этот феномен находил свое отражение во взглядах многих ученых-педагогов, однако наиболее полно он раскрывается в концепции системно-деятельностного подхода, основанного на положениях научной школы Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова.Эта же теория положена в основу современных образовательных стандартов, вследствие чего c 2009 года в ФГОС прописаны положения o формировании УУД учащихся как об обязательном результате обучения.

Таким образом, УУД активно внедряются в образовательный процесс на различных ступенях образования. Несмотря на то, что этот феномен появился сравнительно недавно, он крепко укоренился в концепции современного образования. В связи c изменяющимися потребностями общества и государства формирование УУД y школьников становится как никогда актуальным. Что способствует появлению все новых и новых методических пособий и новой научной литературы. Все это облегчает учителю процесс формирования УУД учащихся. Одними из важнейших УУД являются регулятивные. Именно они способствуют формированию «умения учиться». Эти действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности, что формирует в них навык к самообучению и самосовершенствованию на протяжении всей жизни, т.е. к непрерывному образованию.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Теоретические и методические основы обогащения лексического запаса младших школьников
Лексический запас русского языка неисчерпаемо богат: он постоянно пополняется все новыми и новыми лексическими единицами, которые делают русскую речь более красивой, многообразной и универсальной. Язык, выполняя свою главную функцию – передачу и выражение мыслей в устной и письменной форме, – при п ...

Характеристика учреждения ГУ "Республиканский центр социальной помощи семье и детям "Сампо"
Республиканский центр социальной помощи семье и детям «Сампо» - государственное учреждение социального обслуживания. Он был основан 28 января 1994 года. Адрес: г. Петрозаводск, ул. Калинина, 55-б. Телефон: 55-67-06. Его основными задачами являются выявление совместно с государственными и неправител ...

Развитие идей межпредметных связей в истории образования
Проблема межпредметных связей хоть и не нова, но, чтобы глубже понять ее сущность и многогранность, необходимо сделать хотя бы небольшой экскурс в историю. Известно, что первоначально знания опирались на эмпирический опыт, который обогащался в результате наблюдения человека за явлениями природы и ж ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru