Формирование культуры межнационального общения у младших подростков

Новое образование » Работа социального педагога по профилактике межнациональных конфликтов в школе » Формирование культуры межнационального общения у младших подростков

С учетом данных, полученных в ходе эксперимента, была разработана примерная программа формирования культуры межнациональных отношений у младших подростков.

Проблема межнационального общения для России всегда относилась к первостепенным и важным. Необходимо учитывать социальные реалии нашего государства: различия в языке, религии, нормах, ценностях, обычаях, традициях, национальных символах, способах мышления и поведения, обострение межнациональных взаимоотношений, этнические стереотипы. В связи с этим проблема воспитания культуры межнациональных отношений выдвинулась в число актуальных воспитательных проблем.

Воспитание может быть рассмотрено как социально организованный процесс интериоризации. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности. В последнее время появился тезис о национальном семейном образовании. Национальное семейное образование направлено на создание национального и образовательного пространства, в котором человек, осознанно делая свой выбор, становится носителем ценностей своего народа. В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. В связи с вышесказанным особое значение приобретают методы использования ролевых игр в формировании культуры межнационального общения. Ориентируясь на методические рекомендации Степанова П.В., была разработана примерная программа, направленная на формирование культуры межнационального общения у младших подростков.

Основными целями данной программы являются: знакомство с мифами, легендами, другими памятниками истории, литературы, формирование навыков культуры межнациональных отношений, развитие дружеских взаимоотношений, понимания и принятия другой культуры, толерантного отношения к детям других национальностей, соблюдение этических и правовых норм поведения в межнациональном общении.

Выделены следующие направления формирования культуры межнациональных отношений у младших подростков:

Учебная деятельность - усиление изучаемого программного материала (отдельные предметы и темы) материалами национально - регионального содержания, учет единства общечеловеческих и этнокультурных ценностей. Формирование системы знаний, способов деятельности и ценностей, обеспечивающих развитие этнической толерантности (беседы, дискуссии, проблемные вопросы, ситуации, экскурсии, мини-сочинения, эссе, видеоуроки).

Внеурочная работа по предмету - создание и введение факультативного курса, обеспечивающего формирование определенной системы знаний, способов деятельности и ценностей в плане развития этнической толерантности (интеллектуальные игры, конкурсы, выпуск стенгазет, решение проблемных задач и ситуаций, различные выставки и др.)

Внеклассная и внешкольная работа. Проведение классных и общешкольных, городских мероприятий совместно с родителями. Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования и культуры (выставки, праздники, ролевые игры, групповые творческие проекты, театрализованные представления и др.).

Определены роли учителя-предметника, классного руководителя, школьного психолога и приемы работы по формированию культуры межнациональных отношений у младших подростков. Учитель-предметник, классный руководитель, школьный психолог проводят тренинги общения, специальные психотехнические упражнения, ролевые игры, используют новейшие педагогические технологии (социодрамма), организуют творческие проекты.

Тренинг (индивидуальный, групповой) помогает учащимся овладеть социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений, развивает у учащихся способность адекватно, непредвзято оценивать себя и людей различных национальностей, обучает индивидуализированным приемам взаимодействия с другими людьми. Специальные психотехнические упражнения являются способом диагностики и фактором развития этнической толерантности в группе. Социодрамма (социально-психологический театр) отрабатывает умения чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние человека, иной национальности, умение войти с ним в продуктивный контакт. Ролевые игры направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта самоуправления поведением. Игра позволяет ее участникам приобрести практический опыт, критически оценить уровень своей толерантности по отношению к этнокультурным различиям. Особое внимание заслуживает выполнение групповых творческих проектов (разработка сценариев национальных праздников «Масленица», создание коллекции русской национальной одежды для кукол: журнал, выставка).

Новые статьи:

Исследование агрессивных реакций у подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков с сохранным интеллектом
Результаты исследования агрессивных реакций по методике Басса-Дарки у подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков с сохранным интеллектом представлены на рис. 2. Рис. 2. Средне-групповые значения уровня агрессии подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков без ...

Особенности психического развития дошкольников подготовительной группы
Согласно «Программы воспитания и обучения в детском саду», под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой подготовительную группу детского сада посещают дети старшего дошкольного возраста. По концепции детства Д.Б. Эльконина детям этого возраста характерны потеря непосредственности и ...

Виды чтения, особенности обучения экстенсивному чтению
В зависимости от цели чтения читающий будет использовать одну из стратегий подхода к работе с текстом или один из типов чтения (чтение по диагонали, «сканирование» текста, интенсивное и экстенсивное чтение). При чтении по диагонали мы пробегаем глазами страницы, чтобы получить общее представление о ...

Разделы

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru