С учетом данных, полученных в ходе эксперимента, была разработана примерная программа формирования культуры межнациональных отношений у младших подростков.
Проблема межнационального общения для России всегда относилась к первостепенным и важным. Необходимо учитывать социальные реалии нашего государства: различия в языке, религии, нормах, ценностях, обычаях, традициях, национальных символах, способах мышления и поведения, обострение межнациональных взаимоотношений, этнические стереотипы. В связи с этим проблема воспитания культуры межнациональных отношений выдвинулась в число актуальных воспитательных проблем.
Воспитание может быть рассмотрено как социально организованный процесс интериоризации. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности. В последнее время появился тезис о национальном семейном образовании. Национальное семейное образование направлено на создание национального и образовательного пространства, в котором человек, осознанно делая свой выбор, становится носителем ценностей своего народа. В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. В связи с вышесказанным особое значение приобретают методы использования ролевых игр в формировании культуры межнационального общения. Ориентируясь на методические рекомендации Степанова П.В., была разработана примерная программа, направленная на формирование культуры межнационального общения у младших подростков.
Основными целями данной программы являются: знакомство с мифами, легендами, другими памятниками истории, литературы, формирование навыков культуры межнациональных отношений, развитие дружеских взаимоотношений, понимания и принятия другой культуры, толерантного отношения к детям других национальностей, соблюдение этических и правовых норм поведения в межнациональном общении.
Выделены следующие направления формирования культуры межнациональных отношений у младших подростков:
Учебная деятельность - усиление изучаемого программного материала (отдельные предметы и темы) материалами национально - регионального содержания, учет единства общечеловеческих и этнокультурных ценностей. Формирование системы знаний, способов деятельности и ценностей, обеспечивающих развитие этнической толерантности (беседы, дискуссии, проблемные вопросы, ситуации, экскурсии, мини-сочинения, эссе, видеоуроки).
Внеурочная работа по предмету - создание и введение факультативного курса, обеспечивающего формирование определенной системы знаний, способов деятельности и ценностей в плане развития этнической толерантности (интеллектуальные игры, конкурсы, выпуск стенгазет, решение проблемных задач и ситуаций, различные выставки и др.)
Внеклассная и внешкольная работа. Проведение классных и общешкольных, городских мероприятий совместно с родителями. Взаимодействие с учреждениями дополнительного образования и культуры (выставки, праздники, ролевые игры, групповые творческие проекты, театрализованные представления и др.).
Определены роли учителя-предметника, классного руководителя, школьного психолога и приемы работы по формированию культуры межнациональных отношений у младших подростков. Учитель-предметник, классный руководитель, школьный психолог проводят тренинги общения, специальные психотехнические упражнения, ролевые игры, используют новейшие педагогические технологии (социодрамма), организуют творческие проекты.
Тренинг (индивидуальный, групповой) помогает учащимся овладеть социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений, развивает у учащихся способность адекватно, непредвзято оценивать себя и людей различных национальностей, обучает индивидуализированным приемам взаимодействия с другими людьми. Специальные психотехнические упражнения являются способом диагностики и фактором развития этнической толерантности в группе. Социодрамма (социально-психологический театр) отрабатывает умения чувствовать ситуацию в коллективе, оценивать и изменять состояние человека, иной национальности, умение войти с ним в продуктивный контакт. Ролевые игры направлены на воссоздание и усвоение общественного опыта самоуправления поведением. Игра позволяет ее участникам приобрести практический опыт, критически оценить уровень своей толерантности по отношению к этнокультурным различиям. Особое внимание заслуживает выполнение групповых творческих проектов (разработка сценариев национальных праздников «Масленица», создание коллекции русской национальной одежды для кукол: журнал, выставка).
Взаимодействие семьи и школы как фактор успешной социализации ребенка
В современных условиях социально-экономического кризиса, семья переживает трудности в полноценной реализации культуры человеческих отношений, которые выражаются в активной адаптации к условиям современного рынка и в возможности моделирования своего жизненного пути. Человек не рождается личностью. Р ...
Содержание воспитания как основное средство реализации воспитания
Один из наиболее спорных вопросов - содержание воспитания. Известно, что цель воспитания - всестороннее гармоническое развитие личности. Термин всестороннее воспитание предполагает конкретную дифференциацию его на составляющие: умственное, нравственное, трудовое, эстетическое, физическое и т.д. Все ...
Предметная деятельность дошкольника
В первые годы дошкольного детства предметная деятельность уступает ведущее место игре. Игра, рисование, конструирование (а также сходные с рисованием и конструированием другие виды продуктивной деятельности – аппликация, лепка) окончательно оформляются как самостоятельные виды деятельности. Овладен ...