Пробные курсы по выбору разрабатываются учителем, чтобы они были “профилированы” на конкретный профиль образования. Именно в этом и состоит главная цель. Ориентирующие курсы надпредметные и решают задачи профильной и профессиональной ориентации.
Важную роль в организации курсов по выбору можно оказывать родительский актив, взаимосвязи с социальными, экономическими структурами и предприятиями.
Курсы по выбору играют большую роль в системе предпрофильной подготовки, непосредственно для школы они могут быть такими:
Мастерство вождения;
Устройство и эксплуатация автомобиля;
Художник-модельер-основа модной индустрии;
Кудрявые узоры по дереву;
Декоративная отделка изделий из бересты;
Домашняя экономика и основы предпринимательства;
Культура дома, технология обработки ткани и пищевых продуктов;
Производство и окружающая среда;
Техническое и декоративно-прикладное творчество;
Художественное оформление быта и т.д.
Большое число курсов отличаются содержательным наполнением, формой организации и технологиями проведения. Это есть одно из важных педагогических условий эффективной предпрофильной подготовки. Курсы по выбору должны быть разными по содержанию, технологиям проведения и формам организации. Только тогда они могут эффективно решать сложные задачи предпрофильной подготовки, т.к. могут удовлетворить профильно-образовательные потребности каждого школьника.
Профессиональный отбор (подбор) учащихся
Составная часть профориентации - профессиональный отбор, то есть выбор лиц, которые с наибольшей вероятностью смогут успешно освоить данную профессию и выполнять связанные с нею трудовые обязанности.
В процессе профессионального отбора определяют профессиональную пригодность человека на основе существующих у людей физиологических и интеллектуальных различий.
«Существующее физическое и интеллектуальное различие обусловливает доступность человеку одних видов труда и одновременно трудность или даже совсем недоступность других. Однако это вовсе не означает, что природа ставит на человеке неизгладимый знак профессиональной принадлежности. Люди появляются на свет не токарями, не писателями и не учителями.
Но, отвергая понимание способностей как врожденных особенностей человека, предопределяющих его профессиональную судьбу, нельзя отрицать наличие некоторых врожденных задатков - психофизических предрасположений к той или иной работе.
Профессиональная пригодность - это уровень соответствия физических качеств и психофизических особенностей человека профессиональным требованиям. Если эти качества и особенности не достигают нужных требований, происходит перегрузка. Это случай профессиональной неполноценности, от которой страдают и общество и личность».
«Профотбор (подбор) подразделяют на два вида - констатирующий и организующий. Констатирующий профотбор предполагает решение вопросов о пригодности к профессии того или иного лица в форме “годен” и “негоден”. В случае отрицательного ответа человек предпринимает новую попытку решения вопросов трудоустройства. Организующий профотбор (подбор) имеет целью выявить и оценить индивидуальные особенности человека, являющиеся показаниями не к одной, а к нескольким профессиям, что в большей мере отвечает нуждам и задачам заведений, предприятий по своевременному заполнению вакантных мест.
С усложнением труда в процессе научно-технического прогресса в условиях ускорения возможен рост ограничений к некоторым профессиям. Наряду с этим в народном хозяйстве нашей страны есть много профессий, которые не предъявляют повышенных физических и психофизиологических требований к человеку. Поэтому очень важно еще на школьной скамье ознакомить учащихся, особенно имеющих физические и психофизиологические ограничения, с данными профессиями, помочь молодым людям выбрать одну из них.
Нередко профотбор трудно осуществлять из-за недостаточности развития методики его применения.
Механизмы и формы дислексий
О сложности проблемы дислексий говорит разнообразие научных толкований природы нарушений чтения. Остановимся на определении дислексии, данном Р.И. Лалаевой: “Дислексия - это частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в стойких повторяющихся ошибках чтения, обусловленных несформированностью ...
Правописание количественных числительных
1. Числительное 4 пишется на конце с е (четыре), в творительном падеже - с ь после р (четырьмя). 2. Числительное 11 пишется с двумя н (одиннадцать). 3. В числительных от 5 до 20 и 30 ь ставится только в конце слова (пять, семь, восемь, шестнадцать, восемнадцать и т. д.), Слова седьмой, восьмой, вос ...
Стратегические цели и задачи развития системы образования
Тверской области
Миссия образования – создание условий для проявления потенциала личности через развитие образовательной среды, обеспечивающей подготовку человека к успешной общественной и профессиональной деятельности ради: сохранения и укрепления здоровья каждого человека, сохранения и развития духовных и культур ...