Проблемы здорового образа жизни подростков

Страница 2

2. Подчинение этнокультурным требованиям. Человек живет в обществе, которое на протяжении длительного времени отбирало полезные привычки, навыки, вырабатывало систему защиты от неблагоприятных факторов внешней среды.

Формулировка мотивации «Я подчинюсь этнокультурным требованиям потому, что хочу быть равноправным членом общества, в котором живу. От моего здорового образа жизни зависят здоровье и благополучие других».

3. Получение удовольствия от самосовершенствования.

Формулировка мотивации «Ощущение здоровья приносит мне радость, поэтому я делаю все, чтобы испытать это чувство».

4. Возможность для самосовершенствования.

Формулировка мотивации «Если я буду, здоров, я смогу подняться на более высокую ступень общественной лестницы».

5. Достижение максимально возможной комфортности.

Формулировка мотивации «Я здоров, меня не беспокоит физическое и психическое неудобство».

Академик Е. Чазов утверждает «Непросто избавиться от привычек, закрепленных годами. Вот почему так важно формировать навыки ЗОЖ с детства».

Доктор Р. Г. Оганов (1989) предлагает взять детей в союзники как потенциальных пропагандистов ЗОЖ. Во-первых, потому что движение - естественная биологическая потребность детского организма. Во-вторых, потому что не менее важной потребностью для них является общение, которое в современном мире зачастую ограничивается телевизором. Но А. Бойко (1988) пишет «Телевизор придумали взрослые. Но дети - мыслящие существа, дети, как и много лет назад, требуют общения, о чем сказал мудрый французский писатель Сент-Экзюпери «Единственная роскошь, которую мы можем себе позволить, - это роскошь человеческого общения.» В-третьих, потому что стиль жизни ребенка формируется под влиянием окружающих его взрослых. «Ребенок настолько реален, - писал П. Лесгафт, - что все у него слагается под влиянием поступков, которые видит, повторяя то, что на деле он кругом себя замечает, он из этого вырабатывает свои привычки, под влиянием этого слагается его тип».

Правильная организация выше указанных условий несет в себе огромную возможность для формирования культуры ЗОЖ у детей.

Дети в возрасте до одиннадцати лет очень доверчивы и подвержены внушению. Если ребенка все время пугать болезнями и несчастьями, то мы не разовьем у него желания быть здоровым, а вызовем постоянный страх перед болезнями. Ребенок должен расти с сознанием, что от его навыков в области гигиены и санитарии зависит накопление здоровья. Дети собственники, и в данной ситуации эту не лучшую человеческую черту характера нужно обратить во благо. У ребенка можно выработать охранные стереотипы, закрепленные через получение удовольствия. «Я знаю, где и как нужно переходить улицу, делаю это осознанно, самостоятельно, и это доставляет мне удовольствие», - подобного рода рассуждения ускоряют обучение и приносят пользу для психического и соматического здоровья (И. И. Соковня-Семенова, 2000)

Как уже отмечалось, возможность формирования культуры ЗОЖ зависит от потребностей ребенка. Иерархия потребностей огромна. Но что весьма важно для педагогов и психологов, это то, что они не существуют, изолировано друг от друга, меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры ребенка, его знаний о действительности и отношения к ней. Следовательно, мы можем влиять на их формирование и удовлетворение, а значит, и на состояние и развитие здоровья ученика. Но для этого должны быть созданы оптимальные условия, способствующие обеспечению общего комфорта участников образовательного процесса, особенно позитивных настроений у учащихся. А. А. Ярулов (1998) считает, что такие условия могут быть созданы, если основное внимание будет уделено удовлетворению одной из основных потребностей ребенка в индивидуальном эмоционально-ценностном сопровождении развития его личности, в том числе и в ходе учебной и воспитательной деятельности.

Данная потребность характеризуется возможностями удовлетворения составляющих ее содержание притязаний на внимание, признание, конструктивное общение, успешность в деятельности, уважение, поддержку, сотрудничество, проявление активности, самостоятельности и прочих.

Таким образом, формирование культуры ЗОЖ - это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья. Изменение, а то и вовсе отказ от многих вредных для здоровья привычек, овладение знаниями, на основе которых можно грамотно, безопасно и с пользой для здоровья начать вести ЗОЖ, постепенно добиваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычными (В. Г. Запорожченко, 1990).

Страницы: 1 2 

Новые статьи:

Специфика уроков литературного чтения. Почему именно предмет называется литературным чтением
Главная цель современной школы – формирование образованной, культурной личности. Путь к достижению этой цели – введение учащихся в культуру, освоение ими культурных и нравственных образцов, выработанных человечеством в целом и народом своей страны. Задача образования, поставленная сегодня перед шко ...

Педагогические технологии: понятие, качества, научные основы
В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют большие разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции (Г.К. Селевко): технология может пониматься как средство, как способ, как научное направление, как многомерное понятие. В настоящее время в зарубежной и ...

Формирование культуры межнационального общения у младших подростков
С учетом данных, полученных в ходе эксперимента, была разработана примерная программа формирования культуры межнациональных отношений у младших подростков. Проблема межнационального общения для России всегда относилась к первостепенным и важным. Необходимо учитывать социальные реалии нашего государ ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru