Развитие управления образовательным учреждением требует перехода к профессиональному управлению, опирающемуся на современную теоретическую базу. Новые подходы к управлению стали предметом исследований инновационных процессов, связанных с демократизацией отношений, инициативой и педагогическим творчеством (В.И. Андреев, В.И. Зверев, В.С. Лазарев, А.Н. Моисеев, М.М. Поташник, К.М. Ушаков, Е.А. Ямбург). Появляется понятие «управление развитием школы». Под ним понимается «часть осуществляемой управленческой деятельности, в которой посредством планирования, организации, руководства и контроля процессов разработки и освоения новшеств обеспечивается целенаправленность и организованность деятельности коллектива школы по наращиванию ее образовательного потенциала, повышения уровня ее использования и, как следствие, получение качественно новых результатов образования». [26,с.17]
Современная система взглядов на управление даёт возможность рассматривать это понятие с разных позиций. На основании анализа ряда определений понятия «управление» (Б.А. Аникин, В.И. Даль, Э.М. Коротков, А.И. Кравченко, С.И. Ожегов, В.В. Щербина, З.П. Румянцева) можно рассмотреть следующие его значения:
целенаправленная деятельность всех субъектов, обеспечивающая становление, стабилизацию, оптимальное функционирование и обязательное развитие школы;
особый вид деятельности, направленный на постановку целей и объединения усилий множества людей для их своевременного и эффективного достижения, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу;
область профессиональной деятельности, которую осуществляют либо специалисты в области управления, либо специально созданный орган или аппарат управления.
Под целью деятельности подразумевается не просто образ желаемого результата, а образ необходимого результата:
с фиксированным временем его получения;
соотнесённого с возможностями получения;
мотивирующего субъекта к его достижению;
операционально определённого (чтобы можно было сравнивать степень его соответствия ожидаемым результатам).
Исходя из данных выше определений, следует, что развитие – непременное условие оптимального управления.
Если школа стабильно функционирует, то становится очевидным, что нет никакого другого пути её развития, кроме как через инновационный процесс (процесс создания и освоения новшеств).
Таким образом, развитие школы – закономерное, целесообразное, эволюционное, управляемое позитивное изменение самой школы и её управляющей подсистемы, приводящее к достижению качественно новых результатов; это переход школы от прежнего состояния к новому в ходе инновационного процесса.
По подходам к системе управленческой деятельности современные теории управления можно условно объединить в группы:
К первой группе можно отнести исследователей проблемы управления, которые сводят ее как бы к замкнутому циклу операционных функций: планирование, организация, руководство деятельностью, контроль и другие. Этого подхода придерживаются известные учёные М.М. Поташник, B.C. Лазарев. Они считают, что функции возникли в результате специализации труда в сфере управления и неразрывно связаны с процессом управления, который носит цикличный характер. Функции отражают основное содержание управленческой деятельности:
Характеристика малокомплектной школы – МОУ
«Ждановская основная общеобразовательная школа» Осташковского района Тверской
области
Свою историю МОУ "Ждановская основная общеобразовательная школа" ведёт с 1927 года, когда она начала действовать как начальная школа. Затем, в 1932 году, был открыт 5 класс, и из неприспособленных помещений она была переведена в новое, построенное здание волостного исполкома, в котором пр ...
Необходимость формирования культуры межнационального общения у учеников в
современной школе
В последнее время все чаще слышатся слова «этносы», «народы», «терпимость», «толерантность», «межнациональное общение». Межэтнические отношения стали важнейшим элементом социальной и политической реальности. Особенность России состоит в том, что ее население составляют более ста коренных народов, п ...
Реализация процесса воспитания эстетической культуры детей первой ступени
обучения средствами культурно-досуговой деятельности в МУК «М РДК им. В.М.
Толстых»
МУК «М РДК им. В.М. Толстых» г.Тимашевска объединяет Межпоселенческий районный Дом Культуры им. В.М. Толстых, клуб дома-интерната для престарелых и инвалидов (ДИПИ), клуб поселка «Садовод» (СК «Садовод»). МУК «М РДК им. В.М. Толстых» - специально построенное здание, имеет зрительный зал на 550 мест ...