Возвращаясь к предположениям и обозначениям п° 1.1, поставим себе задачей выразить объем (ограниченного) тела в пространстве . Иным интегралом, распространенным на соответствующее тело в пространстве .
Искомый объем выражается, прежде всего поверхностным интегралом второго типа:,распространенным на внешнюю сторону поверхности . Отсюда постараемся перейти к обыкновенному двойному интегралу.
Будем исходить из параметрических уравнений поверхности ( изменяются в области на плоскости ). Тогда уравнения выразят, очевидно, поверхность .
Полагая , имеем:.
При этом интеграл берется со знаком плюс, если ориентация поверхности , связанная с рассмотрением внешней ее стороны соответствует ориентации плоскости , что всегда можно предположить.
Так как зависят от через посредство переменных , то, по известному свойствy функциональных определителей:
.
Подставляя выражение в полученный выше интеграл, найдем:
.
Сопоставим этот интеграл с поверхностным интегралом второго типа, распространенным на внешнюю сторону поверхности :
.
Если его преобразовать, исходя из параметрических уравнений к обыкновенному двойному интегралу придем как раз к интегралу. Единственное различие между этими интегралами может заключаться лишь в знаке: если ориентация плоскости соответствует ориентации поверхности , связанной с рассмотрением внешней ее стороны, то интегралы равны, в противном же случае они разнятся знаками.
Наконец, от интеграла по формуле Остроградского можно перейти к тройному интегралу по области :
.
Подинтегральное выражение равно:
Сумма, стоящая здесь в первой строке, равна якобиану:
,
в чем легко убедиться, разлагая этот определитель по элементам последней строки; сумма же в квадратных скобках, как показывает непосредственное вычисление, равна нулю. Таким образом, приходим к формуле:
.
Если вспомнить, что по предположению якобиан сохраняет знак, который он сообщает и интегралу, то станет ясно (так как здесь считаем ), что знак перед интегралом должен совпасть со знаком якобиана. Это дает нам право переписать полученный результат в окончательной форме:
Семья как социально-психологический фактор воспитания
Своеобразным коллективом, который играет существенную роль в воспитании личности, является семья. Семья играет в воспитании основную, долговременную роль. Доверие и страх, уверенность и робость, спокойствие и тревога, сердечность и теплота в общении в противоположность отчуждения и холодности - все ...
Роль художественной литературы в воспитании
дошкольников
Отбирая произведения для детей, мы опираемся на народное творчество, классику и современное искусство. Каждый народ веками отбирает, шлифует формы, краски, орнаменты на игрушках, мелодии и ритмы песен, движения танцев, меткость и образность языка словесного фольклора. Все это впитывается ребенком с ...
Оценка эффективности работы повышению уровня гуманистических качеств среди
старшеклассников
III этап Оценка эффективности проведенной работы по повышению уровня ценностного отношения к своей семье. (Контрольный эксперимент), который проходил в январе 2009 г. Цель контрольного эксперимента - исследование отношения старшеклассников к семье после занятий по программе Тренинга Гуманистическое ...