Условия и принципы реализации непрерывного образования

Страница 2

- между традиционными подходами к формированию содержания профессионального образования и инновационными, предусматривающими максимальный учет требований отраслевых образовательных стандартов профессионального образования и развития личности;

- между запросами определенных социальных групп населения на создание образовательных учреждений, удовлетворяющих их потребности в непрерывном профессиональном образовании и недостаточным наличием таких образовательных комплексов;

- между стремлением части профессионально-педагогического сообщества к построению собственных образовательных практик и действующей системой профессионального образования, имеющей достаточно четко обозначенные границы на каждом уровне образования.

Разрешение этих противоречий возможно на основе построения новой гибкой структуры образования, способной более оперативно реагировать на изменения и запросы социокультурной среды, определения содержания непрерывного профессионального образования с учетом поставленных целей.

Поскольку главный смысл непрерывного образования – постоянное творческое обновление, развитие и совершенствование каждого человека на протяжении всей жизни, то одна из основных целей непрерывного образования – расширение и диверсификация, как говорилось ранее, образовательных услуг и деятельности.

Для этого необходимо следующее:

гибкость и вариативность образовательного процесса, что обеспечивает быструю адаптацию к запросам и условиям региона;

расширение образовательного пространства и создание благоприятных условий для эффективного развития непрерывной подготовки специалистов;

моделирование подготовки специалистов с учетом кадровых ориентаций;

повышение интереса деятельности всех участников образовательного процесса;

создание сопряженных и преемственных учебных планов и программ, учебно-методических пособий;

осуществление преемственности в подготовке специалистов по ступеням многоуровневого непрерывного образования;

ликвидацию дублирования учебного материала;

создание системы отслеживания реализации учебных планов (система менеджмента качества);

внедрение результатов научных исследований и новых технологий в научную и учебно-методическую работу;

обновление системы повышения квалификации управленческих и педагогических кадров.

Современные педагогические технологии нацелены на оптимизацию образовательного процесса, в условиях его непрерывности, а так же повышение уровня его управляемости. При этом важно выделить, с нашей точки зрения, ряд компонентов, которые будут это обеспечивать.

Концептуальная основа – системно-контекстный подход к обучению, позволяющий достичь цели с наилучшими результатами в условиях непрерывного профессионального образования;

Содержательная основа – спирально разворачиваемый системный инвариант, синхронизированный с процессами приобретения знаний, умений, навыков, общего культурного и физического развития;

Процессуальная основа, реализующаяся через следующие условия:

- организация учебного процесса не противоречит его естественной структуре;

- учебная деятельность студентов предполагает их познавательную активность;

- методы и формы работы преподавателей нацелены на управление этой активности;

- диагностика учебного процесса обеспечивает его управляемость за счет обратной связи.

Вся совокупность определенных условий непрерывного профессионального образования, с учетом всех проблем и противоречий, реализуется при соблюдении принципов его практической направленности.

Принцип гуманизма свидетельствует об обращенности образования к человеку, о свободе выбора личностью форм, сроков, видов обучения, повышения квалификации и самообразования. Данный принцип реализуется через создание благоприятных возможностей для развития творческой индивидуальности человека.

Принцип демократизма определяет доступность образования благодаря многообразию форм обучения, в соответствии с интересами, возможностями и потребностями. Это предполагает демократизацию всех сторон жизнедеятельности образовательного учреждения и равноправные отношения субъектов педагогического процесса.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Формы заикания
Заикание является нарушением речевого ритма, нередко связанного с несовершенным ритмом движений всего тела (неуклюжесть, неловкость в движениях). Иногда судороги ритмично повторяются: пе-пе-пе – петух или п-п-п – петух; А-а-а-аня. Такая форма заикания свойственна маленьким детям. Она называется кло ...

Средства, методы, формы и приемы социально-педагогической и психологической деятельности
Для осуществления любой деятельности необходимы средства, методы, формы и приемы, с помощью которых реализуется цель. Выбор средств полностью зависит от содержания деятельности, особенностей отдельного человека или группы людей, которые выступают ее объектом. "Если цели и задача воспитания, ег ...

Роль учителя-предметника в ориентации учащихся на массовые профессии
Велико и богато народное хозяйство нашей страны, и с каждым годом все ширится его отраслевая структура. Появляются новые профессии, ширится сеть учреждений, готовящих специалистов для различных отраслей. Рассказать о всех профессиях (а их около 6800) просто невозможно. Однако, обеспечивая сознатель ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru