Формирование модели специалиста в системе непрерывного образования

Новое образование » Профессиональная подготовка специалистов в системе непрерывного образования » Формирование модели специалиста в системе непрерывного образования

Страница 2

Исследователи отмечают, что смысл и значение непрерывного профессионального образования заключается в развитии способностей личности, соответствующих ее потребностям, времени, темпу, направленности, реализуемости, а также в многообразии и гибкости используемых организационных форм, гуманизации и демократизации, разнообразии содержательно-целевого обучения.

Невозможность экстенсивного наращивания информационной базы знаний как способа решения этих задач привела к необходимости разработки интенсивной адаптивной системы современного образования.

Важнейшим документом, определяющим содержание профессиональной подготовки специалистов, является учебный план. В нем формулируются цели и задачи воспитания будущего специалиста, основные принципы отбора научной информации и ее систематизации с учетом межпредметных связей и логики изложения материала; находят воплощение идеи развития личности на основе органического сочетания общего, среднего и высшего профессионального образования, соединения обучения с производительным трудом, развития творческого мышления и познавательной активности студентов, их самостоятельности в приобретении знаний, преемственности с другими типами учебных заведений. Главной особенностью адаптивных индивидуальных учебных планов должно стать создание условий, способствующих самоактуализации и самореализации личности, обеспечение учета познавательных особенностей студентов, их интересов и склонностей.

Существующий в вузах метод составления индивидуальных учебных планов предусматривает определение перечня учебных дисциплин и количества часов по ним, исходя из субъективной оценки уровня подготовки студента на предыдущих этапах образования. Как правило, эта оценка производится экспертами-специалистами профилирующих кафедр. Определение объемов и сроков обучения и распределения часов между предметами специальности производится также субъективно на основе представлений и авторитета отдельных заведующих кафедрами, профессоров и преподавателей.

Во избежание этого предлагается следующий метод, основанный на разработке объективной оценки уровня подготовки студентов, что могло бы явиться исходным положением при определении объемов и содержания индивидуальных учебных планов. Для решения данной задачи процесс обучения студента предлагается представить в виде модели процесса получения информации, передаваемой от источника информации - преподавателя к приемнику информации - студенту по каналу связи с помехами, в результате воздействия которых часть информации студентом не воспринимается. Чем качественней канал связи, чем меньше в нем теряется информации, тем быстрее и лучше студент усваивает материал.

Полученное значение количества потерянной информации на наш взгляд представляет собой достаточно объективную оценку того количества знаний, которого недостает данному студенту, и которое должно лечь в основу определения объема часов и составления учебной программы, необходимых для ликвидации пробелов в знаниях, а в терминах теории информации - максимального понижения энтропии.

Не менее важно при входном контроле оценивать исходный уровень знаний и способность усвоения нового материала студентом. Для подобной оценки также предлагается воспользоваться аппаратом теории информации. Говоря ее языком, нам нужно оценить пропускную способность «канала связи» студента как среднюю скорость усвоения материала. Таким образом, для формирования индивидуальных личностно ориентированных учебных планов предлагается модель, основанная на теории информации, с помощью которой решаются четыре взаимосвязанные задачи:

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Психолого-педагогическая характеристика младшего школьника
Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 9-10 лет. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Формиров ...

Разработка мелкоделяночного опыта и его апробация
Полученные удобрения, по технологии указанной выше, на основе осиновой коры и сапропеля апробировали в мелкоделяночном опыте, заложенном на стационаре Красноярского государственного аграрного университета. Схема опыта включала следующие варианты: 1. Почва (без внесения удобрений) - контроль; 2. Поч ...

Изучение личностных особенностей подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков с сохранным интеллектом
Результаты исследования личностных особенностей (экстраверсии-интроверсии и нейротизма) по методике Айзенка подростков с легкой степенью умственной отсталости и подростков с сохранным интеллектом представлены на рис. 3. Рис. 3. Средне-групповые значения свойств личности подростков с легкой степенью ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru