Формирование модели специалиста в системе непрерывного образования

Новое образование » Профессиональная подготовка специалистов в системе непрерывного образования » Формирование модели специалиста в системе непрерывного образования

Страница 2

Исследователи отмечают, что смысл и значение непрерывного профессионального образования заключается в развитии способностей личности, соответствующих ее потребностям, времени, темпу, направленности, реализуемости, а также в многообразии и гибкости используемых организационных форм, гуманизации и демократизации, разнообразии содержательно-целевого обучения.

Невозможность экстенсивного наращивания информационной базы знаний как способа решения этих задач привела к необходимости разработки интенсивной адаптивной системы современного образования.

Важнейшим документом, определяющим содержание профессиональной подготовки специалистов, является учебный план. В нем формулируются цели и задачи воспитания будущего специалиста, основные принципы отбора научной информации и ее систематизации с учетом межпредметных связей и логики изложения материала; находят воплощение идеи развития личности на основе органического сочетания общего, среднего и высшего профессионального образования, соединения обучения с производительным трудом, развития творческого мышления и познавательной активности студентов, их самостоятельности в приобретении знаний, преемственности с другими типами учебных заведений. Главной особенностью адаптивных индивидуальных учебных планов должно стать создание условий, способствующих самоактуализации и самореализации личности, обеспечение учета познавательных особенностей студентов, их интересов и склонностей.

Существующий в вузах метод составления индивидуальных учебных планов предусматривает определение перечня учебных дисциплин и количества часов по ним, исходя из субъективной оценки уровня подготовки студента на предыдущих этапах образования. Как правило, эта оценка производится экспертами-специалистами профилирующих кафедр. Определение объемов и сроков обучения и распределения часов между предметами специальности производится также субъективно на основе представлений и авторитета отдельных заведующих кафедрами, профессоров и преподавателей.

Во избежание этого предлагается следующий метод, основанный на разработке объективной оценки уровня подготовки студентов, что могло бы явиться исходным положением при определении объемов и содержания индивидуальных учебных планов. Для решения данной задачи процесс обучения студента предлагается представить в виде модели процесса получения информации, передаваемой от источника информации - преподавателя к приемнику информации - студенту по каналу связи с помехами, в результате воздействия которых часть информации студентом не воспринимается. Чем качественней канал связи, чем меньше в нем теряется информации, тем быстрее и лучше студент усваивает материал.

Полученное значение количества потерянной информации на наш взгляд представляет собой достаточно объективную оценку того количества знаний, которого недостает данному студенту, и которое должно лечь в основу определения объема часов и составления учебной программы, необходимых для ликвидации пробелов в знаниях, а в терминах теории информации - максимального понижения энтропии.

Не менее важно при входном контроле оценивать исходный уровень знаний и способность усвоения нового материала студентом. Для подобной оценки также предлагается воспользоваться аппаратом теории информации. Говоря ее языком, нам нужно оценить пропускную способность «канала связи» студента как среднюю скорость усвоения материала. Таким образом, для формирования индивидуальных личностно ориентированных учебных планов предлагается модель, основанная на теории информации, с помощью которой решаются четыре взаимосвязанные задачи:

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Клиническое описание детей с нарушением зрения
Нарушения зрения - очень актуальная проблема в настоящее время. Сейчас встречается очень много детей дошкольного возраста с данным нарушением. Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными. Охарактеризуем основные нарушения зрения. Врожденная слепота - обусловлена повреждениями или забол ...

Урок проверки и коррекции знаний и умений по теме «Тепловые явления»
Тема: Тепловые явления Тип урока: урок проверки и коррекции знаний и умений Вид урока: тестовые задания Цели: образовательная - повторить, обобщить, закрепить знания по теме, продолжить формирование умения решать количественные и качественные задачи; применять полученные знания для объяснения разно ...

Методы и приемы рейтинговых оценок
Теоретические и методологические корни оценки лежат в науке аксиологии (теории ценностей). Оставляя за рамками данной работы методологический анализ оценочного подхода остановимся на методической схеме рейтинговой оценки. Она базируется на содержании процесса оценивания, и ее основными элементами в ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru