Тема: Агрегатные состояния вещества
Тип урока: урок-лабораторная работа
Цели:
Обучающая - проверить знание у учащихся понятий: плавление, кристаллизация, парообразование, температура плавления, отвердевания и кипения; научить учащихся применять знания, полученные при изучении темы “Тепловые явления ”, на практике.
Развивающая - развивать операционный стиль мышления учащихся и синтетическое мышление; развивать умения и навыки проведения компьютерного эксперимента; продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы, конкретизация.
Воспитывающая - формировать целостное восприятие научной картины мира; воспитывать аккуратность, умения и навыки рационального использования своего времени, планирования своей деятельности, а также бережливость по отношению к учебному материалу.
Оборудование и приборы: на каждом столе учащегося: по три листа чистой бумаги, шарики из пластилина, три бумажные стрелки с надписями “плавление”, “кристаллизация”, “парообразование”, стакан с дробленым льдом, спиртовка, стакан с горячей водой, термометр, карточка-отчет для каждого учащегося. На столе учителя: компьютер с мультимедийным проектором.
Ход урока:
1. Введение
Показ презентации в программе Power Point на тему “Плавление, кристаллизация, парообразование и конденсация в промышленности, природе, быту”. (Приложение А)
2. Актуализация знаний
Каждая картинка разбирается отдельно, и учащиеся подводятся к теме урока.
3. Основной этап урока
Перечислите агрегатные состояния, которые вы знаете. Опираясь на свои знания о молекулярном строении вещества, объясните отличие между ними?
Если перевести вещество из твердого состояния в жидкое, то этот процесс называется … ПЛАВЛЕНИЕ. На экране появляется слово “плавление” (смотрите рис. 15).
Смоделируйте на листах выданной вам бумаги этот процесс, а молекулами вам послужат шарики пластилина. Подпишите, где получилось твердое тело, а где жидкое. Обозначьте этот процесс с помощью стрелки.
Рисунок 15 – Процесс плавление
Результат для проверки появляется на экране.
Что произошло со связями между молекулами? На экране смоделирован процесс разрушения кристаллической решетки.
Температура, при которой плавится вещество, называется … Температурой плавления. Поставьте это условие в ваш процесс (учащиеся ставят над стрелкой значок “tплавления”).
Переход из жидкого состояния в твердое называется … кристаллизацией. На экране появляется слово “кристаллизация” (смотрите рис. 16).
Смоделируйте это явление с помощью пластилина. С помощью стрелки обозначьте этот процесс. Кристаллизация происходит при температуре кристаллизации.
Рисунок 16 – Процесс кристаллизации
Модель явления появляется на экране.
Переход вещества из жидкого состояния в газообразное называется … парообразованием. На экране появляется слово “парообразование” (смотрите рис. 17). Различают два вида парообразования: испарение и кипение.
Смоделируем ситуацию перехода вещества из жидкого состояния в газообразное. Что произошло со связями между молекулами? С помощью стрелки обозначьте этот процесс.
Рисунок 17 – Процесс парообразования
Модель явления появляется на экране.
А теперь побудем в роли ученых и пронаблюдаем эти процессы, сделаем выводы и рассчитаем количество теплоты, которое необходимо затратить на то, чтобы кусочек льда превратить в пар.
Возьмите свою карточку-отчет и в ней опишите результаты своего исследования. Учащиеся работают в парах, но отчеты предоставляют индивидуальные. Маленький кусочек льда плавится в металлическом сосуде, образовавшаяся вода нагревается и доводится до кипения, а затем испаряется. Ребята замечают температуру плавления и температура парообразования. Заносят полученные данные в карточку-отчет. Наблюдают процесс кипения. В карточке записывают условие задачи. Строят график. Обозначают буквами каждый процесс и подписывают его. Производят расчет по необходимым формулам и вычисляют общее количество теплоты (смотрите рис. 18).
Карточка-отчёт
Рисунок 18 – Построение графика тепловых явлений
На данном этапе учащимся можно предложить решить задачу:
Какое количество теплоты потребуется для превращения 100 гр. льда, взятого при температуре -5 0С в пар?
По окончании обсудить результаты.
А теперь вернемся к нашим смоделированным процессам и попробуем ответить на вопрос, почему на участках ВС и DE, соответствующих процессам плавления и парообразования, температура вещества не изменялась?
Изучение изобразительно-выразительных средств языка в начальной школе
В художественном тексте слова и их сочетания приобретают дополнительные, чаще всего иносказательные значения, создают яркие образы. Изобразительные средства языка всегда метки, эмоциональны, они оживляют речь, возбуждают мышление, развивают его быстроту и гибкость, совершенствуют словарь детей. Нуж ...
Проблемы коммуникативной сферы учащихся коррекционных образовательных
учреждениях VIII вида
Для социальной адаптации человека очень важно его общение с другими людьми, умение вступить в беседу и поддержать ее, т.е. необходим определенный уровень сформированности диалогической речи. Ученики младших классов редко бывают инициаторами диалога. Это связано с недоразвитием их речи, с узким круг ...
Организация и методика проведения экспериментального исследования
Цель
проведения
опытно-экспериментальной работы:
исследовать условия успешного взаимодействия педагога и дошкольника при организации игровых форм коллективного (группового) обучения. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ № 21 г. Новоалтайска. В исследуемую группу вошли 15 старших ...