Урок-лабораторная работа по теме «Агрегатные состояния вещества»

Новое образование » Методика изучения тепловых явлений на основе строения вещества » Урок-лабораторная работа по теме «Агрегатные состояния вещества»

Страница 1

Тема: Агрегатные состояния вещества

Тип урока: урок-лабораторная работа

Цели:

Обучающая - проверить знание у учащихся понятий: плавление, кристаллизация, парообразование, температура плавления, отвердевания и кипения; научить учащихся применять знания, полученные при изучении темы “Тепловые явления ”, на практике.

Развивающая - развивать операционный стиль мышления учащихся и синтетическое мышление; развивать умения и навыки проведения компьютерного эксперимента; продолжить работу над развитием интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, анализ, умение делать выводы, конкретизация.

Воспитывающая - формировать целостное восприятие научной картины мира; воспитывать аккуратность, умения и навыки рационального использования своего времени, планирования своей деятельности, а также бережливость по отношению к учебному материалу.

Оборудование и приборы: на каждом столе учащегося: по три листа чистой бумаги, шарики из пластилина, три бумажные стрелки с надписями “плавление”, “кристаллизация”, “парообразование”, стакан с дробленым льдом, спиртовка, стакан с горячей водой, термометр, карточка-отчет для каждого учащегося. На столе учителя: компьютер с мультимедийным проектором.

Ход урока:

1. Введение

Показ презентации в программе Power Point на тему “Плавление, кристаллизация, парообразование и конденсация в промышленности, природе, быту”. (Приложение А)

2. Актуализация знаний

Каждая картинка разбирается отдельно, и учащиеся подводятся к теме урока.

3. Основной этап урока

Перечислите агрегатные состояния, которые вы знаете. Опираясь на свои знания о молекулярном строении вещества, объясните отличие между ними?

Если перевести вещество из твердого состояния в жидкое, то этот процесс называется … ПЛАВЛЕНИЕ. На экране появляется слово “плавление” (смотрите рис. 15).

Смоделируйте на листах выданной вам бумаги этот процесс, а молекулами вам послужат шарики пластилина. Подпишите, где получилось твердое тело, а где жидкое. Обозначьте этот процесс с помощью стрелки.

Рисунок 15 – Процесс плавление

Результат для проверки появляется на экране.

Что произошло со связями между молекулами? На экране смоделирован процесс разрушения кристаллической решетки.

Температура, при которой плавится вещество, называется … Температурой плавления. Поставьте это условие в ваш процесс (учащиеся ставят над стрелкой значок “tплавления”).

Переход из жидкого состояния в твердое называется … кристаллизацией. На экране появляется слово “кристаллизация” (смотрите рис. 16).

Смоделируйте это явление с помощью пластилина. С помощью стрелки обозначьте этот процесс. Кристаллизация происходит при температуре кристаллизации.

Рисунок 16 – Процесс кристаллизации

Модель явления появляется на экране.

Переход вещества из жидкого состояния в газообразное называется … парообразованием. На экране появляется слово “парообразование” (смотрите рис. 17). Различают два вида парообразования: испарение и кипение.

Смоделируем ситуацию перехода вещества из жидкого состояния в газообразное. Что произошло со связями между молекулами? С помощью стрелки обозначьте этот процесс.

Рисунок 17 – Процесс парообразования

Модель явления появляется на экране.

А теперь побудем в роли ученых и пронаблюдаем эти процессы, сделаем выводы и рассчитаем количество теплоты, которое необходимо затратить на то, чтобы кусочек льда превратить в пар.

Возьмите свою карточку-отчет и в ней опишите результаты своего исследования. Учащиеся работают в парах, но отчеты предоставляют индивидуальные. Маленький кусочек льда плавится в металлическом сосуде, образовавшаяся вода нагревается и доводится до кипения, а затем испаряется. Ребята замечают температуру плавления и температура парообразования. Заносят полученные данные в карточку-отчет. Наблюдают процесс кипения. В карточке записывают условие задачи. Строят график. Обозначают буквами каждый процесс и подписывают его. Производят расчет по необходимым формулам и вычисляют общее количество теплоты (смотрите рис. 18).

Карточка-отчёт

Рисунок 18 – Построение графика тепловых явлений

На данном этапе учащимся можно предложить решить задачу:

Какое количество теплоты потребуется для превращения 100 гр. льда, взятого при температуре -5 0С в пар?

По окончании обсудить результаты.

А теперь вернемся к нашим смоделированным процессам и попробуем ответить на вопрос, почему на участках ВС и DE, соответствующих процессам плавления и парообразования, температура вещества не изменялась?

Страницы: 1 2

Новые статьи:

Особенности урока иностранного языка
У урока иностранного языка своя специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной ...

Методическая разработка практического занятия «Процесс развития проростка яровой пшеницы»
Цель: Ознакомить студентов с процессом развития проростка яровой пшеницы и воспитать у них уважение к людям на земле. Задачи: Закрепить у студентов знания, полученные на предыдущем занятии по хлебам первой и второй группе. На примере яровой пшеницы дать понятие о росте и развитии растений разных эк ...

Модели управления качеством
С точки зрения подходов к оценке и контролю качества остаются две модели управления качеством. Первая модель основана на непосредственном контроле знаний обучаемых. Во второй модели методической основой для управления качеством являются международные стандарты серии ISO 9000. Тестирование знаний пу ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru