Все эти мероприятия должны быть индивидуальны с учетом возраста, физического и нервно-психического состояния ребенка.
Основной задачей реабилитационных мероприятий является предупреждение трудностей обучения и нарушений поведения, а также патологического развития личности у данного контингента детей. Все реабилитационные воздействия имеют не только профилактическую, но и лечебно-коррекционную направленность.
Необходимыми условиями успешности всей реабилитационной работы является ее системность и регулярность.
Необходимо иметь представление об особенностях физического и нервно-психического состояния каждого ребенка, его семейного окружения. Кроме того, важно выявить возможности, склонности и интересы ребенка. Особое внимание уделяется определению уровня умственного развития детей.
Дети из семей больных алкоголизмом в силу грубейшей педагогической запущенности уже в дошкольных учреждениях часто испытывают на себе негативные реакции со стороны окружающих. Не зная, как правильно вести себя за столом, в игровой ситуации, эти дети вызывают к себе отрицательное отношение сверстников. Терпеливое, доброжелательное отношение к этим детям со стороны взрослых, неоднократный показ, повторение и объяснение им того, как надо выполнить то или иное действие, как вести себя в той пли иной ситуации, позволит предупредить отклонения в их психическом развитии.
Удовлетворение так называемой сенсорной жажды особенно необходимо в раннем возрасте, так как нормальное психическое развитие возможно только при наличии идущей извне информации. Мир, окружающий ребенка, должен быть насыщен красками, звуками (особенно звуками человеческой речи), предметами разных размеров и форм, с разными функциональными значениями. Для детей раннего возраста необходимы яркие, крупные, легкие пластмассовые игрушки, а также игрушки средней величины, которые легко можно взять в руку и с которыми можно производить различные манипуляции.
Важно следить за оформлением помещения, в котором находится ребенок. В специальных детских учреждениях, куда попадают дети родителей, страдающих хроническим алкоголизмом, имеют значение даже такие детали, как окраска стен, расцветка штор, оформление игровых комнат и т.д.
Среди разнообразных видов сенсорной информации важное место занимает информация, воспринимаемая на слух. При современном уровне развития теле - и радиотехники одним из аспектов коррекционной работы с детьми из алкоголезависимых семей может быть воспроизведение записей спокойных мелодичных песен, текстов сказок, коротких рассказов в комнате, где играют дети.
В раннем возрасте положительную роль для закрепления необходимых условных связей играет сочетание определенного действия с ежедневно повторяющейся приятной мелодией или звуками пения птиц (например, утром при пробуждении, перед зарядкой и т.п.), бодрого марша (при подготовке к прогулке) и т.п.
Дети должны иметь возможность наблюдать разнообразные явления, происходящие в неживой (дождь, мороз, жара и т.п.) и живой (взаимодействия и взаимоотношения людей между собой и с остальной живой природой) природе.
Не менее важную роль играют эмоциональные воздействия на ребенка. Элементы этих воздействий содержатся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на правильный и неправильный, хороший и плохой поступок ребенка.
Критерием правильного воспитательного подхода может служить состояние психологического, а для младших детей - психофизиологического комфорта. Надо, однако, учитывать, что для создания комфортного психического состояния ребенка нет необходимости идти у него на поводу и угождать ему. В случае неправильного поведения ребенка используются испытанные приемы: переключение внимания от конфликтной ситуации на нейтральную или доставляющую удовольствие.
Чтобы довести до сознания ребенка, что его поведение неправильно, можно использовать оценку поведения сказочного персонажа, героя мультфильма и т.п. в аналогичной ситуации. При правильном и доступном объяснении плохих и хороших поступков персонажей воспитателем обогащается социальный опыт ребенка, он усваивает, «что такое хорошо и что такое плохо».
Коррекция поведения, по мнению детского психотерапевта А.И. Захарова, может успешно осуществляться в процессе игры. Игра представляет собой естественный вид творчества детей, в котором моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. В игре происходит отреагирование чувств и желаний, постижение нового опыта социального взаимодействия, развитие воображения и расширение круга общения, приобретаются новые знания и умения.
Таким образом, социальная поддержка алколезависимой семьи осуществляется в следующих направлениях: социальная поддержка члена (членов) семьи, страдающих алкоголизмом; социальная поддержка семьи в целом; социальная реабилитация детей, проживающих в семье.
Она включает следующие формы работы: диагностику причин злоупотребления спиртными напитками; лечебные мероприятия для алкоголезависимого лица, консультации, психотерапию и психокоррекцию, социально-трудовую реабилитацию; выплату различных пособий и субсидий, оказание гуманитарной, психологической, педагогической, правовой, медико – социальной помощи семье; социальный патронаж, социальный надзор; помощь ребёнку различными специалистами; защиту прав ребенка.
Тренинг как основа внешкольных занятий по формированию гуманизма у
подростков
Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) — краткосрочное мероприятие или несколько мероприятий, направленное на получение знаний, приобретение навыков, а также воспитание участников такого мероприятия. Тренинг, направленный только на получение знаний, называется часто семинаром. На ...
Организация и методика проведения экспериментального исследования
Цель
проведения
опытно-экспериментальной работы:
исследовать условия успешного взаимодействия педагога и дошкольника при организации игровых форм коллективного (группового) обучения. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ № 21 г. Новоалтайска. В исследуемую группу вошли 15 старших ...
Классификация современных информационных
технологий
Существующие в настоящее время ИТ классифицируются по различным признакам. ИТ, в частности, различаются по типу обрабатываемой информации, но могут объединяться в интегрированные технологии. любая классификация в известной мере условна, поскольку большинство этих ИТ позволяет поддерживать и другие ...