Все эти мероприятия должны быть индивидуальны с учетом возраста, физического и нервно-психического состояния ребенка.
Основной задачей реабилитационных мероприятий является предупреждение трудностей обучения и нарушений поведения, а также патологического развития личности у данного контингента детей. Все реабилитационные воздействия имеют не только профилактическую, но и лечебно-коррекционную направленность.
Необходимыми условиями успешности всей реабилитационной работы является ее системность и регулярность.
Необходимо иметь представление об особенностях физического и нервно-психического состояния каждого ребенка, его семейного окружения. Кроме того, важно выявить возможности, склонности и интересы ребенка. Особое внимание уделяется определению уровня умственного развития детей.
Дети из семей больных алкоголизмом в силу грубейшей педагогической запущенности уже в дошкольных учреждениях часто испытывают на себе негативные реакции со стороны окружающих. Не зная, как правильно вести себя за столом, в игровой ситуации, эти дети вызывают к себе отрицательное отношение сверстников. Терпеливое, доброжелательное отношение к этим детям со стороны взрослых, неоднократный показ, повторение и объяснение им того, как надо выполнить то или иное действие, как вести себя в той пли иной ситуации, позволит предупредить отклонения в их психическом развитии.
Удовлетворение так называемой сенсорной жажды особенно необходимо в раннем возрасте, так как нормальное психическое развитие возможно только при наличии идущей извне информации. Мир, окружающий ребенка, должен быть насыщен красками, звуками (особенно звуками человеческой речи), предметами разных размеров и форм, с разными функциональными значениями. Для детей раннего возраста необходимы яркие, крупные, легкие пластмассовые игрушки, а также игрушки средней величины, которые легко можно взять в руку и с которыми можно производить различные манипуляции.
Важно следить за оформлением помещения, в котором находится ребенок. В специальных детских учреждениях, куда попадают дети родителей, страдающих хроническим алкоголизмом, имеют значение даже такие детали, как окраска стен, расцветка штор, оформление игровых комнат и т.д.
Среди разнообразных видов сенсорной информации важное место занимает информация, воспринимаемая на слух. При современном уровне развития теле - и радиотехники одним из аспектов коррекционной работы с детьми из алкоголезависимых семей может быть воспроизведение записей спокойных мелодичных песен, текстов сказок, коротких рассказов в комнате, где играют дети.
В раннем возрасте положительную роль для закрепления необходимых условных связей играет сочетание определенного действия с ежедневно повторяющейся приятной мелодией или звуками пения птиц (например, утром при пробуждении, перед зарядкой и т.п.), бодрого марша (при подготовке к прогулке) и т.п.
Дети должны иметь возможность наблюдать разнообразные явления, происходящие в неживой (дождь, мороз, жара и т.п.) и живой (взаимодействия и взаимоотношения людей между собой и с остальной живой природой) природе.
Не менее важную роль играют эмоциональные воздействия на ребенка. Элементы этих воздействий содержатся в интонациях голоса, мимике, жестах, форме реагирования взрослого на правильный и неправильный, хороший и плохой поступок ребенка.
Критерием правильного воспитательного подхода может служить состояние психологического, а для младших детей - психофизиологического комфорта. Надо, однако, учитывать, что для создания комфортного психического состояния ребенка нет необходимости идти у него на поводу и угождать ему. В случае неправильного поведения ребенка используются испытанные приемы: переключение внимания от конфликтной ситуации на нейтральную или доставляющую удовольствие.
Чтобы довести до сознания ребенка, что его поведение неправильно, можно использовать оценку поведения сказочного персонажа, героя мультфильма и т.п. в аналогичной ситуации. При правильном и доступном объяснении плохих и хороших поступков персонажей воспитателем обогащается социальный опыт ребенка, он усваивает, «что такое хорошо и что такое плохо».
Коррекция поведения, по мнению детского психотерапевта А.И. Захарова, может успешно осуществляться в процессе игры. Игра представляет собой естественный вид творчества детей, в котором моделируется, отражается доступная пониманию ребенка окружающая действительность. В игре происходит отреагирование чувств и желаний, постижение нового опыта социального взаимодействия, развитие воображения и расширение круга общения, приобретаются новые знания и умения.
Таким образом, социальная поддержка алколезависимой семьи осуществляется в следующих направлениях: социальная поддержка члена (членов) семьи, страдающих алкоголизмом; социальная поддержка семьи в целом; социальная реабилитация детей, проживающих в семье.
Она включает следующие формы работы: диагностику причин злоупотребления спиртными напитками; лечебные мероприятия для алкоголезависимого лица, консультации, психотерапию и психокоррекцию, социально-трудовую реабилитацию; выплату различных пособий и субсидий, оказание гуманитарной, психологической, педагогической, правовой, медико – социальной помощи семье; социальный патронаж, социальный надзор; помощь ребёнку различными специалистами; защиту прав ребенка.
Дифференцированные формы умственной отсталости
Наследственно обусловленные формы Болезнь Дауна Наиболее часта форма хромосомной аномалии. Популяционная частота – 1: 700. Выделяют три цитогенетических варианта: регулярная трисомия по 21-й хромосоме (до 93 % всех случаев болезни Дауна), несбалансированная транслокация с участием 21-й хромосомы и ...
Психологические особенности старшеклассников и развитие их математических
способностей
Учебная деятельность старшеклассников значительно отличается по своему характеру и содержанию от учебной деятельности более младших школьников. Во-первых, углубляется содержание обучения и вводятся новые учебные разделы. Во-вторых, что является главным отличием, учебная деятельность старшекласснико ...
Понятие «сеть дошкольных учреждений» и особенности
образовательных программ в дошкольных учреждениях различного типа
Понятие «сеть дошкольных образовательных учреждений» возможно определить как «совокупность взаимодействующих между собой равноправных по статусу дошкольных образовательных учреждений различных видов». То есть сетевой принцип организации дошкольных образовательных учреждений предполагает, прежде все ...