Характеристика мыслительных операций и развитие их в онтогенезе

Страница 2

Систематически исследуя решения практических задач детьми раннего возраста (до трех лет), С.Л. Новоселова показала, как возникают «зачатки понимания причинно-следственной связи между действием, осуществляемым с помощью орудия и последующем перемещением другого объекта», как все более соотносится действие с его результатом. Так складывается «познание ребенком межпредметных структурных динамических отношений и связей, ведущих к адекватному способу деятельности, основанном на использование открывающихся ребенку в процессе его практики до этого не очевидных способов предметного поля. Решение задач регулируется эмоциями, выполняющими функцию оценки действия по их результату. С.Л. Новоселовой было показано большое значение опыта, приобретаемого в ходе осуществления деятельности и последующее его дальнейшее протекание. Этот опыт дал основание для следующего вывода: «Наглядно-действенное мышление ребенка раннего возраста неоднородно, внутри него необходимо выделять свои этапы, характеризующиеся уровнями обобщения опыта деятельности». Доска из массива акации купить купить доски из акации.

Н.Н. Поддъяков систематически изучал развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. Развитие детского мышления анализируется с точки зрения усложнения и совершенствования средств и способов познавательной деятельности (преобразующе-воспроизводящие средства, классификационные). Выделяются несколько взаимосвязанных линий развития: происходит превращение практических и исполнительных действий в пробующие, поисковые, развитие самих поисковых актов. Н.Н. Поддъяковым прослежены первые этапы становления наглядно – действенно мышления ребенка, лишь постепенно выделявшегося из практической деятельности и принимающего форму специальных пробующих действий. В одном из экспериментов дети учились управлять перемещением игрушки по экспериментальному полю с помощью кнопочного устройства. При преобразование практического действия (нажим на кнопки) в исследовательское менялся характер нажимов на кнопки – от сильных и длительных к коротким и слабым. Сами дети не рассматривали теперь нажимы как ошибочные, даже если они не вели к нужному практическому эффекту.

В ходе развития практических преобразований объектов возникает такое их свойство, как пошаговый характер: « Это свойство проявляется в том, что преобразования осуществляются детьми, определенными порциями, последовательными актами. После каждого такого акта происходит мыслительный анализ наступивших изменений». Хаотические пробы и ошибки сменяются системой пробующих действий. Усложняются анализ результатов каждой пробы и их оценка с точки зрения условий задачи и с точки зрения предварительных ожиданий. Получаемые результаты все более учитываются в построении следующих пробующих актов. К числу важных условий возникновения наглядно-образного мышления Н.Н. Поддъяков относит формирование у детей умений различать план реальных объектов и план моделей, отражающих эти объекты и позволяющих ребенку представить себе скрытые стороны ситуации. Развитие образного отражения действительности у дошкольников идет как по линии совершенствования и усложнения структуры отдельных образов, обеспечивающих обобщенное отражение предметов и явлений, так и по линии формирования системы конкретных представлений о том или ином предмете: «Основная линия развития наглядно-образного мышления - пишет Н.Н. Поддъяков,- заключается в формировании умений оперировать образами предметов или их частями. В качестве основы такого оперирования выступает умение детей произвольно актуализировать эти образы. Образы затем воплощаются в конструировании или рисунке. Формируется техника оперирования образами. Существуют различные типы оперирования образами. Наиболее сложный из них заключается в умении строить новые образы, существенно отличающихся от исходных образов, отражающих законные условия.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Система работы с гиперподвижными детьми в дошкольном учреждении и семье
Рекомендации для педагогов и родителей детей с проявлениями гиперподвижного поведения, а так же система работы с гиперподвижными детьми в дошкольном учреждении: Ø «Принципы работы с гиперподвижными и гиперактивными детьми в дошкольном учреждении»; Ø «Рекомендации родителям гиперподвиж ...

Тройной интеграл и условия его существования
При построении общего определения нового интегрального образования тройного интеграла - основную роль играет понятие объема тела. С понятием объема уже знакомы. Условие существования объема для данного тела заключается в том, чтобы ограничивающая его поверхность имела объем 0 . Только такие поверхн ...

Успешный опыт реализации схем взаимодействия инновационных компаний и вузов в развивающихся странах
В 2003 г. на XVI съезде Коммунистической партии Китая была утверждена программа социально-экономического развития страны до 2020 г., нацеленная на создание базы, обеспечивающей к 2050 г. коренную модернизацию экономики Китая, превращение его в богатое, демократическое и цивилизованное государство. ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru