Если основная дидактическая цель урока - проверить и оценить умения и навыки учащихся, то целесообразно и необходимо использовать также самостоятельную работу, но уже в форме диктовки, изложения или сочинения.
От содержания учебного материала, который должен быть предметом изучения на данном уроке.
Если предметом изучения является, например, такой материал, по которому у учащихся нет никаких знаний, то единственно правильным методом может быть признан метод изложения учебного материала учителем в сочетании с различными дидактическими приемами иллюстрации, демонстрации и т.п.
Если предметом изучения на уроке будет то или иное грамматическое явление (например, приставка), для определения которого целесообразно исходить из наблюдения языковых явлений, то использование метода беседы будет эффективнее, чем использование метода изложения и т.п.
4. От возрастных особенностей учащихся, уровня их знаний и навыков.
Так, рассказ - одна из форм повествования - используется во всех классах школы, но длительность его в зависимости от возраста и степени подготовки учащихся будет различной. Если в старших классах на протяжении всего урока может быть использован один метод учебной работы, то в начальных классах вследствие недостаточно развитого внимания детей, умения слушать на уроке используется, как травило, не один, а несколько методов.
5. Подготовка учителя, его мастерство также могут оказывать некоторое влияние на выбор метода учебной работы. Некоторые учителя обладают искусством педагогического рассказа и используют преимущественно данную форму повествования в своей работе. Другие являются мастерами проведения беседы, поэтому преимущественно используют данный метод в работе.
Однако учитель ни в коей мере не может использовать в своей работе только те методы, искусством применения которых он владеет. Каждому учителю необходимо работать над совершенствованием своего педагогического мастерства и использовать на практике методы, соответствующие требованиям жизни, использовать комплексно, во взаимодействии, реализуя образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения.
Совершенствование и повышение эффективности методов учебной работы осуществляются также по линии разработки вопросов программированного обучения и проблемного обучения, которые позволяют, с одной стороны, осуществлять управление умственной деятельностью учащихся, а с другой - развивать их творческую самостоятельность.
Понятие цели воспитания
Процесс воспитания начинается с определения его целей. Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе. Изме ...
Блоки Дьенеша
Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки, разработанные венгерским психологом и математиком Дьенешем для ранней логической пропедевтики, и, прежде всего, для подготовки мышления детей к усвоению математики. В методической и научно-популярной литературе этот материал можно вст ...
Общая характеристика познавательных возможностей учащихся
Познавательные возможности учащихся – это совокупность физиологических, психологических и моральных качеств личности, а также опосредуемых его внешних условий, которые в единстве обеспечивают определенную успешность осуществления учебной деятельности учащихся [1]. Психологи подразделяют учащихся по ...