Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе.
Наиболее полным, предельным выражением какого-либо национального типа является, по Бердяеву, идея того или иного народа. Тема "русской идеи" - одна из основных в работах мыслителя. Данная точка зрения создает почву для использования народной сказки как средства воспитания определенной системы ценностей в рамках культуры и нравственности русского народа, так как русские сказки являются воплощением идеи русского народа. Русское воспитание - дух школы, ее направление, ее цель - должно отвечать, согласно Ушинскому, идеалам русского народа "сообразно истории нашего народа, степени его развития, его характеру, его религии". Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. И.С.Гессен подвергал критике идею К.Д.Ушинского о национальном народном воспитании. Он выступал за общечеловеческое воспитание, вооружение методом самостоятельного добывания знаний. В то же время философско-педагогическая концепция С.И.Гессена основана на утверждении о необходимости национального образования как обязательного компонента его содержания, что создает предпосылки для использования народной сказки как средства воспитания определенной системы ценностей в рамках культуры и нравственности русского народа.
Формы, методы, приемы работы со сказкой могут быть самыми разнообразными.
Формы организации работы с использованием народной сказки должны соответствовать возрасту детей: в работе с дошкольниками это – фронтальные занятия, чтение сказок вне занятий, работа по подгруппам, индивидуальная работа с ребёнком; в работе с младшими школьниками – уроки внеклассного чтения, факультативные занятия, классные часы, воспитательные и развлекательные мероприятия, организация выставок рисунков и поделок по содержанию сказок.
При этом целесообразно использовать формы обучения двух видов: повествовательные (чтение текста сказок) и вопросительно-ответные (диалогические).
Методы, используемые для работы с народной сказкой духовно- нравственного содержания – это: наставление и предостережение, метод примера, приспособления и ориентировки, воздержания, ограничения и самоограничения, метод награды и наказания, основанные на проблемно- диалогическом обучении.
Сказку можно использовать во всех формах работы по физическому воспитанию.
Таким образом, роль народной сказки как средства воспитания может рассматриваться как:
а) возможность нравственного воспитания;
б) способ передачи социального опыта;
в) процесс познания окружающего мира;
г) один из источников эмоциональной сферы;
д) источник развития эстетического восприятия.
Роль научного руководителя в
организации научно-исследовательской работы студентов
Большую роль в организации НИРС играет руководитель. Иногда даже небольших изменений, которые он вносит в организацию труда, оказывается достаточно, чтобы при тех же людских и материальных ресурсов улучшить научные показатели. Руководитель должен быть, во-первых, талантливым ученым, создающим идеи, ...
Безопасность жизнедеятельности
Обеспечение безопасности всегда являлось важнейшей проблемой человечества во всех сферах деятельности. Человек с момента своего зарождения подвергается изменяющимся опасностям природного, техногенного, антропогенного, биологического, социального, экологического характера. Современное общество разви ...
Проведение заключительного этапа эксперимента. Результаты педагогического
эксперимента
На заключительном этапе эксперимента для проверки уровня развития музыкальной выразительности исполнения у младших школьников после формирующего этапа мы провели контрольный срез, на котором учащиеся должны были, как и на констатирующем этапе выполнить три задания. Контрольный этап эксперимента был ...