Доминантность в психическом развитии

Мотивы и вызываемое ими поведение личности могут быть ситуативными и долговременными, устойчивыми и неустойчивыми. Это зависит от многих причин, в том числе и от законов человеческой психики. Одним из таких законов, играющих важнейшую роль в развитии личности, является закон доминанты.

Фундаментальный общебиологический принцип доминанты, лежащий в основе направленной активности живых в системе любых уровней организации выдвинул и обосновал русский ученый А.А. Ухтомский. Применение этого принципа к психическим процессам объясняет и доказывает многие закономерности формирования и развития человеческой личности.

Доминанта — временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий психическим процессам и поведению человека определенную направленность и активность в данной сфере. Доминантный очаг может представлять собой функциональное образование в структуре личности, обеспечивающее стойкую направленность внимания, выполнение какой — либо целенаправленной и системной деятельности. Доминанта способна стягивать другие внешние раздражители, подкрепляя тем самым активность психики в данной сфере и тормозя работу других сфер.

Психологическая доминанта может выступать как, мотивация, ориентация, установка, господствующая потребность личности в реализации той или иной направленности, являясь мощным активатором деятельности. По словам А.А. Ухтомского, доминанта — это центр, вокруг которого группируются вся деятельность, поведение, творчество человека. «Доминанты могут различаться и по условиям возникновения, и по окончательным векторам. Достижения, к которым они приводят, тоже могут разительно отличаться по своей ценности и по богатству результатов.

В дошкольном возрасте необходимо организовать такую доминанту в формировании основ социализации в становлении и развитии личности ребенка и на сегодняшний момент, по мнению специалистов, доминантой будет являться этнокультурное воспитание детей дошкольного возраста, так как воспитатель, взрослый, упустивший этот момент в воспитании, станет во взрослой жизни человеком, не имеющий начал, основы своей природы. «Надо учить молодежь культуре межнациональных отношений, опираясь на знания, проявляя мудрость и такт, и в этом неоценимую помощь может оказать народная педагогика, все прогрессивное, передовое в народной педагогике переходит свои национальные границы, становится достоянием других народов, тем самым педагогические сокровища каждой нации все больше обогащаются творениями, приобретающими интернациональный характер.»

Народная педагогика, как одно из проявлений духовной культуры, складывалось под воздействием исторических, социально- экономических, культурных и демографических условий жизни каждого народа. Поэтому уже с раннего возраста считаем, что надо закладывать основы этнокультурного образования в становлении и развитии личности ребенка.

Новые статьи:

Общая характеристика речевого развития детей с умеренной умственной отсталостью
В данном параграфе рассматриваются понятия «умственная отсталость», «умственно отсталые дети», «имбецильность»; причины речевых нарушений олигофренов и общие логопедические подходы к ним; особенности расстройства речи у олигофренов сравнительно с нормой и особенности развития детей с умеренной умст ...

Характеристика других видов игровой деятельности дошкольника: строительные, подвижные, дидактические игры
Игровая деятельность детей не исчерпывается только сюжетно-ролевыми играми, хотя они наиболее характерны для дошкольника. Разновидностью сюжетно-ролевой игры являются строительные игры и игры-драматизации. Эту группу игр иногда называют творческими. В них дети не просто копируют те или иные стороны ...

Информация и развитие цивилизации
Цивилизация - это прежде всего информация, информация делает народы человечеством. С. Залыгин "К вопросу о бессмертии" Информированные всегда будут властвовать над незнающими. И народ, подразумевающий в своем обществе наличие народовластия, должен обладать силой, которую дает ему информац ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru