Первыми исследовались особенности общей моторики у старших дошкольников с моторной алалией. В результате, высокий уровень оценки результатов воспроизвели 15 % детей, средний уровень оценки результатов – 60 %, на низком уровне находится 25% обследуемых.
При обследовании общей моторики нормально говорящих детей старшего дошкольного возраста на высоком уровне оценки результатов оказались все 20 обследуемых, т.е. 100%.
Результаты исследования мелкой моторики у детей 5-7 лет с моторной алалией: высокий уровень оценки результатов – 5%, средний уровень оценки результатов – 40%, и остальные 55% находятся на низком уровне оценки результатов.
Относительно детей нормально говорящих выводы следующие: 80 % высокий уровень, 15 % - средний и 5 % - низкий.
Результаты исследования орального праксиса (артикуляционной моторики) у детей с моторной алалией:
высокий уровень оценки результатов – 5%
средний уровень оценки результатов – 30%
низкий уровень оценки результатов – 65%
Результаты исследования орального праксиса (артикуляционной моторики) у нормально говорящих сверстников:
высокий уровень оценки результатов – 90%
средний уровень оценки результатов – 10%
низкий уровень оценки результатов – 0%
Данные экспериментального исследования были подтверждены при помощи метода математической статистики. Был применен критерий Пирсона (критерий Х2). Он применяется для сопоставления эмпирического распределения признака с теоретическим равномерным, нормальным или каким-то иным, а также для сопоставления двух, трех или более эмпирических распределений одного и того же признака. Критерий Пирсона позволяет сопоставлять распределения признаков, представленных в любой шкале.
Алгоритм критерия Пирсона состоит в выполнении следующих действий:
Сначала по данным выборки получают статистическое распределение наблюдаемого признака.
Затем — вычисляют теоретические частоты признака, какими они должны были бы быть, если бы признак был действительно распределен в соответствии с данным законом.
По формуле вычисляют эмпирическое значение критерия X2emp
По таблице критических значений критерия Пирсона определяют на необходимом уровне значимости
и при заданном числе степеней свободы
. Число степеней свободы вычисляется по формуле
, где
–число разрядов наблюдаемых значений,
– число параметров предполагаемого распределения, в случае нормального или равномерного распределения
.
В случае если , основную гипотезу принимают, в этом случае на заданном уровне значимости можно утверждать, что статистическое распределение изучаемого параметра подчинено данному закону распределения. Если же имеет место обратное неравенство
, принимают альтернативную гипотезу: статистическое распределение отличается от данного.
При исследовании особенностей двигательной памяти старших дошкольников с моторной алалией были выдвинуты основная и альтернативная гипотезы.
Теория Пиаже
Исследования Жана Пиаже называют клиническим подходом к пониманию мыслительных процессов у детей. По сути его метод состоял в свободной беседе с детьми различного возраста с целью выяснить особенности их восприятия и понятийного мышления от рождения до юношества. Среди основных понятий, которыми оп ...
Организация, основные этапы экспериментального исследования. Методы сбора и
обработки его результатов
Одновременно с проведением теоретико-методического исследования, и в тесной взаимосвязи с ним, нами осуществлялось экспериментальное исследование. При проведении и организации эксперимента мы основывались на опыте, накопленном к настоящему времени в дидактике и частных методиках. Экспериментальное ...
Как определить проблему исследования и выделить ее основные составляющие,
которые необходимо проанализировать
Всякое исследование в науке предпринимается для того, чтобы преодолеть определенные трудности в процессе познания новых явлений, объяснить ранее неизвестные факты или выявить неполноту старых способов объяснения известных фактов. Эти трудности в наиболее отчетливом виде выступают в так называемых п ...