Понятие «сеть дошкольных учреждений» и особенности образовательных программ в дошкольных учреждениях различного типа

Новое образование » Становление вариативной системы дошкольного образования » Понятие «сеть дошкольных учреждений» и особенности образовательных программ в дошкольных учреждениях различного типа

Страница 5

В настоящее время в публикациях видных ученых, педагогов, психологов, искусствоведов убедительно раскрывается значение предметной среды, развивающей способности детей к разнообразным видам деятельности. В методических рекомендациях С.Л.Новоселовой содержались научные психолого-педагогические основы и положения концепции развивающей предметной среды детства, практические советы, адресованные руководителям дошкольных учреждений и дизайнерам, участвующим в проектировании развивающей предметной среды образовательных учреждений.

Подчеркивается значение единства стилевого решения всех помещений с учетом их функционального взаимодействия и наполнения. Все элементы предметной среды должны сочетаться по масштабу, стилю, назначению и иметь свое место в интерьере. Современные требования дизайнеров и искусствоведов к организации ближайшей предметной среды связаны с избавлением от загромождения малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами. Для нормального развития ребенку необходимо жить в трех предметных пространствах: сомасштабном действиям его рук (масштаб «глаз-рука»), сомасштабном его росту и сомасштабном предметному миру взрослых (Г.Н.Любимова, С.Л.Новоселова). При создании предметной среды необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности: антропометрических, физиологических и психологических особенностей обитателя этой среды. Они заключаются в следующем:

· развивающий характер предметной среды;

· деятельностно-возрастной подход;

· информативность (разнообразие тематики, комплексность, многообразие материалов и игрушек);

· обогащенность, наукоемкость, наличие природных и социокультурных средств, обеспечивающих разнообразие деятельности ребенка и его творчество;

· вариативность;

· сочетание традиционных и новых компонентов;

· обеспечение составных элементов среды, соотносимости с макро- и микропространством деятельности детей;

· обеспечение комфортности, функциональной надежности и безопасности;

· обеспечение эстетических и гигиенических показателей.

Решению проблемы создания развивающей среды в дошкольных учреждениях будут способствовать новые подходы к формированию структуры здания, свободной его планировке, взаимосвязи внутренних и внешних сред, системе трансформирующегося оборудования и мебели, проектированию и размещению функциональных помещений как базовых компонентов развивающей предметной среды. Перечень последних разнообразен и может быть продолжен в зависимости от региональных, этно- и социокультурных, природно-климатических и иных особенностей. Назовем некоторые из них:

· групповые и классные помещения;

· общие столовые;

· спальни;

· аудиовизуальные и компьютерно-игровые комплексы (КИК);

· библиотеки;

· дизайн- и изостудии;

· музыкальные и театрально-танцевальные залы;

· физкультурно-оздоровительные комплексы с бассейном и сауной;

· зимние сады, живые уголки;

· рекреации и коридоры;

· кабинеты директора, психолога, врача, кухня и комната отдыха для персонала;

· а также объекты за пределами стен детского сада (внешний облик здания, дворы-парки на участке детского сада).

Важное направление деятельности по изменению педагогической работы дошкольного учреждения связано с программно-методическим обеспечением. Единая для всех дошкольных учреждений обязательная программа не соответствовала современной ситуации в дошкольном образовании. Как уже отмечалось, «Временное положение о дошкольном учреждении», а затем и «Типовое положение о дошкольном учреждении» внесли существенные изменения: педагогам предоставлялась свобода в выборе программ и в организации педагогического процесса. Открывались широкие возможности для использования различных образовательных моделей и технологий. Педагоги были впервые поставлены в ситуацию выбора своего «кредо» в педагогической работе.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Новые статьи:

Проведение констатирующего этапа эксперимента. Диагностика уровня музыкальной выразительности исполнения у младших школьников
Младший школьный возраст – вершина детства. Ребенок сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, полная вера в близкого взрослого. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Младший школьный возраст – начало школьной ...

Система работы с гиперподвижными детьми в дошкольном учреждении и семье
Рекомендации для педагогов и родителей детей с проявлениями гиперподвижного поведения, а так же система работы с гиперподвижными детьми в дошкольном учреждении: Ø «Принципы работы с гиперподвижными и гиперактивными детьми в дошкольном учреждении»; Ø «Рекомендации родителям гиперподвиж ...

Развитие сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жизни и деятельности взрослых. В игре ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива, он может с ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru