В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.
В метафоре автор создает образ – художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы…опрокинулся и затонул. Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры [44].
Олицетворение – один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой. При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметом приписываются действия, которые допустимы лишь людям: Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада [49].
Синонимия - совпадение в основном значении (при сохранении различий в смысловых оттенках и стилистической окраске) морфем, слов, синтаксических конструкций, фразеологических единиц.
Синонимия приставок. Наличие общего реального или грамматического значения у приставок. Взреветь - зареветь (при наличии общего значения возникновения действия первому глаголу присущ добавочный оттенок интенсивности). Взлезть на дерево - влезть на дерево (глагол с приставкой вз- носит устарелый характер). Воспретить - запретить (первому глаголу присущ оттенок официальности). Богата синонимия приставок, служащих для образования совершенного вида (без изменения лексического значения глагола): выругать, испугать, обругать, задушить, наточить, ослабить, отремонтировать, построить, согреть, усовершенствовать.
Синонимия суффиксов. Наличие общего значения у суффиксов. Нарезание - нарезка, корчевание - корчевка, шлифование - шлифовка, варение - варка, плавление - плавка, сушение - сушка (суффиксы -ниj-, - ениj-, -к-(а) со значением процесса действия). Апельсиновый - апельсинный, сапфировый - сапфирный, парусиновый - парусинный, бензиновый - бензинный (варианты прилагательных с синонимическими суффиксами). Жулить - жульничать, слесарить - слесарничать, вольнодумствовать - вольнодумничать (варианты глаголов с синонимическими суффиксами). Отцов - слесарев - пушкинский (суффиксы имен прилагательных с притяжательным значением).
Синонимия окончаний. Наличие общего грамматического значения у окончаний. Коня - западни (окончания родительного падежа единственного числа). Тянем - раним (окончания 1-го лица множественного числа).
Синонимия лексическая см. синонимы.
Синонимия грамматическая (синонимия категорий частей речи). Стояли с непокрытой головой — стояли с непокрытыми головами (синонимия форм единственного и множественного числа существительных при дистрибутивном значении). Ударил мороз - ударили морозы (вторая форма обозначает интенсивность явления). Кругом песок - кругом пески (вторая форма указывает на большое количество вещества, занимающего какое-то пространство). Сидеть в кресле - сидеть в креслах (второй форме присущ оттенок устарелости). Два студента - двое студентов (синонимия количественных и собирательных числительных: первая форма нейтральная, второй присущ разговорный оттенок). Беру мою книгу - беру свою книгу (первая форма подчеркивает притяжательное значение). Завтра уедем - завтра уезжаем (синонимия времен глагола). Ты пойди к нему - ты бы пошел к нему (синонимия наклонений глагола). Плотники строят дом-дом строится плотниками (синонимия залогов глагола). Говорю тебе русским языком - говорят тебе русским языком (синонимия форм лица глагола).
Синонимия предлогов:
а) выражающих изъяснительные отношения. Разговоры о поездке - про поездку - насчет поездки - относительно поездки - касательно поездки (убывающая конкретизация предмета речи и стилистическая дифференциация: нейтральный характер предлога о, разговорный - предлогов про и насчет, книжный, присущий старой и деловой речи - предлогов относительно и касательно);
б) выражающих пространственные отношения. Разговоры на кухне - разговоры в кухне (второй вариант под влиянием народной речи). Работает в фотостудии - работает на киностудии (второй вариант имеет оттенок профессионального употребления). У дома - при доме - около дома - возле дома - подле дома - близ дома - вблизи дома (значение наибольшей близости выражается сочетаниями с предлогами при и у; значение средней близости - предлогами около, возле, подле; значение наименьшей степени близости - предлогами вблизи и близ; редкое употребление предлогов близ и подле);
Вариативность форм предоставления дошкольной
образовательной услуги
Заслуживает внимания опыт регионов по организации различных механизмов удовлетворения потребностей населения в услугах обучения, воспитания, присмотра и ухода за детьми дошкольного возраста, подготовки их к обучению в школе в условиях не посещения ими детских садов по тем или иным причинам. Следует ...
Комплекс форм, методов и приемов воспитания как условие эффективного
освоения воспитанниками содержания воспитания
Метод воспитания в педагогике рассматривается как способ достижения заданной цели на основе организации педагогически целесообразного взаимодействия воспитателя и воспитанника. Метод воспитания (от греческого методос – путь) - это способ реализации целей воспитания. Методы воспитания являются главн ...
Построения начальной школы на принципах народности
В духе идеи народности ставил и разрешал Ушинский и вопрос о школе, о её роли и её задачах. Поэтому его учение о школе в известном смысле можно было бы назвать учением о народной школе. Ушинский, прежде всего, исходил из того положения, что организованное и целеустремлённое воспитание имеет реш ...