Проблемы модернизации профессионального образования и пути их решения

Новое образование » Проблемы модернизации общего и профессионального образования » Проблемы модернизации профессионального образования и пути их решения

Страница 2

Однако только личностно ориентированного подхода в системе профессионального образования недостаточно. Есть и другая цель: подготовить молодого специалиста, способного не просто работать с современным оборудованием и быть коммуникабельным, но и быть мобильным, уметь перестраиваться в быстро меняющихся производственных условиях. Ведь существует много рабочих мест, где для эффективного выполнения работы часто достаточно высшего образования, которое формирует у будущего работника универсальные деловые способности (высокая обучаемость, гибкость, адаптивность и т. п.) Специальные же знания и навыки приобретаются на рабочем месте и в ходе дополнительной подготовки. Поэтому в современном профессиональном образовании нужно ориентироваться на компетентностный подход, который соответствует формирующейся в России рыночной экономике, где выпускник системы профессионального образования свободен в поиске работы, ему желательно иметь как можно более широкий диапазон возможностей, и чем шире, универсальнее его подготовка, тем большими шансами трудоустройства он будет обладать. Данный подход соответствует и изменившейся структуре российского рынка труда: российская экономика за последние годы превратилась в экономику услуг, в секторе услуг занято сегодня около 60% всех работников.

Безусловно, в самом профессиональном образовании произошли значительные сдвиги. Более того, экономическая перестройка, ликвидация многих предприятий остро поставили проблему непрерывного профессионального образования, концентрации переподготовки высвобождающегося и незанятого населения в учреждениях начального и среднего профессионального образования. И если раньше у работника был шанс прожить всю трудовую биографию в рамках однажды выбранной профессии, то теперь типичными стали внутри - и межпрофессиональная мобильность, доучивание и переучивание. Степень ориентированности профессионального образования на рынок труда становится ключевым показателем его эффективности и качества подготовки. Ориентированность на рынок труда реализуется через систематизированное взаимодействие образования и работодателей и формализуется в виде требований к выпускникам. Осуществляется введение мер, обеспечивающих реализацию государственных приоритетов в профессиональном образовании. Активно создается система прогнозирования перспективной потребности в квалифицированных кадрах в контексте специальностей, совершенствование на этой основе формирования государственных заданий учреждениям профессионального образования.

Стратегия профессионального образования XXI в. может заключаться, в следующем: доведение максимального количества научных знаний до максимального количества потребителей, способных использовать их в производстве и других сторонах повседневной жизни. России нужна критическая масса высококлассных специалистов, которая способна изменить ситуацию в экономике, сделав ее перспективной для молодых.

Итак, можно выделить два основных пути решения проблем модернизации профессионального образования.

В первую очередь необходимо повышать качество профессионального образования в направлении подготовки высоквалифицированных компетентностных специалистов, способных найти себя на рынке труда, не только в России, но в других странах и повышать свою квалификацию в течение всей жизни. Для этого нужна многоуровневая система с наличием гибких внутренних возможностей, позволяющих осуществлять горизонтальные и вертикальные перемещения, обеспечивающая преемственность с программами высшего образования.

Во-вторых, у учащихся должна появиться возможность получения непрерывного образования - продолжения обучения и переобучения, позволяющая людям реагировать на сигналы динамично развивающейся экономики и изменения конъюнктуры рынка труда. Для достижения этих целей может потребоваться проведение реформы не только учреждений профессионального обучения, но и общего образования, чтобы все учащиеся, независимо от способностей, проходили обучение по соответствующим учебным программам, приобретая при этом навыки и знания, необходимые для продолжения учёбы после прохождения обязательного курса обучения, работы и непрерывного образования.

Страницы: 1 2 3

Новые статьи:

Доминантность в психическом развитии
Мотивы и вызываемое ими поведение личности могут быть ситуативными и долговременными, устойчивыми и неустойчивыми. Это зависит от многих причин, в том числе и от законов человеческой психики. Одним из таких законов, играющих важнейшую роль в развитии личности, является закон доминанты. Фундаменталь ...

Основные компоненты системы воспитания
Воспитательная система состоит из совокупности компонентов. К числу основных компонентов системы воспитания школьников можно отнести следующие компоненты: · Индивидно-групповой; · Ценностно-ориентационный; · Функционально-деятельностный; · Диагностико-результативный; · Отношенческо-коммуникативный. ...

Методика обучения рассказыванию по картине. Структура занятия. Проблемы обучения
Рассказывание по картине является особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка. Проблема организации такого занятия в том, что дети должны выслушивать рассказы по одной картине сначала воспитателя (образец), а затем своих товарищей. Содержание рассказов почти одинаковое. Варьируются лишь ...

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru