Основные компоненты системы воспитания

Новое образование » Воспитательные системы и их развитие » Основные компоненты системы воспитания

Страница 2

8. Фиксация результатов и оформление результатов в форме, удобной для анализа и демонстрации [1, 16, 19].

Отношенческо-коммуникативный компонент состоит из двух элементов:

· отношений в обществе детей и взрослых;

· внутренних и внешних связей воспитательной системы

Отношения проявляются и формируются в общении и деятельности. Являясь внутренней, субъективной основой общения, они отражают внутренние, личностные связи совместной деятельности, взаимодействия.

В педагогике отношения рассматриваются как многоплановый феномен: как субъективный план воспитания, как сущность, как цель, как средство воспитания.

Воспитательный аспект отношений проявляется в развитии социально-ценных отношений (к труду, культуре, политике, образованию, человеку и т.д.). Межсубъектные отношения, как известно, влияют на отношение человека к себе.

В этом плане системная деятельность должна быть направлена на воспитание "культуры отношений" (К.Д. Радина).

Культура отношений отражает умение выстраивать доброжелательные, гуманные отношения, умение понять, принять, сочувствовать, сопереживать, содействовать. В пространстве отношений всегда зарождаются взаимоотношения. Отношения и взаимоотношения в системе класса - существенный компонент, значимый аспект общей проблемы коллектива, воспитания.

Становление ученического коллектива в системной деятельности - и есть становление отношений, взаимоотношений субъектов.

Гуманные взаимоотношения предполагают положительное отношение сторон друг к другу, при этом субъекты существенно влияют друг на друга, что способствует единству ценностных ориентаций, пониманию индивидуальных особенностей друг друга, познанию себя через Другого, развитию себя как некоторого единого целого.

Уровень таких взаимоотношений обусловлен как внутренними (личностными) особенностями взаимодействующих, так и объективными (внешними) условиями. В этом плане реализуется взаимосвязь, взаимообусловленность компонентов системы: "Взаимоотношения - субъекты", "взаимоотношения - деятельность". Тут очень важна педагогически верно организованная деятельность, способствующая становлению эмоционально-нравственного опыта детей, развитию "эмоционального богатства личности" (К.Д. Радина).

Особую роль приобретают взаимоотношения "воспитатель - воспитанник", ведь воспитатель воспринимается и как "источник" деятельности, и как ее участник [9].

Страницы: 1 2 

Новые статьи:

Семья как фактор социализации
В настоящее время проблемы семьи и семейного воспитания приобрели особую актуальность. Происходящие в России социальный и экономический кризисы заметно ухудшили демографическую ситуацию. Семья, традиционно очень уважаемый в нашей стране социальный институт, в значительной мере утратила свою ценност ...

Методы и приёмы словарной работы
Можно выделить две группы методов: методы накопления содержания детской речи ( методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря) и методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны. Методы накопления содержания детской речи: 1. Рассматривание предм ...

Историческое развитие гуманизма, основы современного гуманизма
Гуманность или человечность – одно из основных жизнепроявлений человека. Это качество возникало и развивалось на самых ранних этапах человеческой истории, надо полагать, едва ли не вместе с превращением гоминид – в Homo sapiens, стада – в общество. Свидетельства его древности сохранили и языки, и п ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru