Система заданий краеведческого характера и их реализация на уроках по основам безопасности жизнедеятельности в 8-м классе

Новое образование » Система заданий краеведческого характера, методика и условия их реализации в современном школьном предметном образовании » Система заданий краеведческого характера и их реализация на уроках по основам безопасности жизнедеятельности в 8-м классе

Страница 3

Вопросы и задания самостоятельных работ краеведческого характера для проверки и закрепления предметных знаний учащихся, связанные с рассмотрением рисунков, составлением схем и заполнением таблиц, составляются таким образом, что направляют и формируют у школьников умения сравнивать только что изученные объекты с ранее изученными, находить признаки и черты сходства и различия, объяснять значение тех или иных особенностей объектов природно-социальной среды, давать краткие письменные ответы на вопросы.

Исходя из анализа методической литературы нами был сделан вывод о том, что организация деятельности учащихся с использованием заданий краеведческого характера является одним из важных компонентов в формировании и развитии предметных (ОБЖ) знаний учащихся.

При составлении системы заданий краеведческого характера нами были использованы различные уровни познавательной деятельности школьников:

Задания на воспроизведение знаний и умений.

Задания на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, выявление причинно-следственных связей, обобщение).

Творческие задания.

В системе заданий краеведческого характера все их виды по содержанию были условно разделены на группы:

о научных основах охраны и рационального использования природы Сахалинской области;

об опасностях, угрожающих человеку в современной повседневной жизни в Сахалинской области;

об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера в Сахалинской области;

об опасных и чрезвычайных ситуациях техногенного и социального характера в Сахалинской области.

В целом, мы считаем, что предложенная нами система заданий краеведческого характера позволяет определить уровень освоения знаний по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» и развить самостоятельность школьников при изучении объектов, явлений и процессов, возможных и происходящих в родном крае.

Последовательность включения системы заданий краеведческого характера при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8-м классе представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Последовательность включения системы заданий краеведческого характера при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8-м классе

Тема урока

Этапы урока

Задания краеведческого характера

Методы и методические приемы обучения

Раздел 1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, безопасность и защита человека

Глава 1. Производственные аварии и катастрофы

1.1. Понятия аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера, их классификация

Формирование новых знаний, умений и навыков

Какая техническая и производственная сфера деятельности человека существует в Сахалинской области?

Какие производственные аварии могут возникнуть на территории Сахалинской области?

Какие производственные аварии могут возникнуть в результате опасных природных явлений Сахалинской области?

Беседа

Развитие умственных способностей, умений и навыков (закрепление)

Задание: заполните таблицу «ЧС по масштабу распространения и тяжести последствий»

№ п/п

Наименование ЧС в зависимости от зоны поражения

Показатели масштабов чрезвычайных ситуаций

Характеристика зоны ЧС по админисративному делению

Уровень принимаемых решений при возникновении ЧС

1.

Локальная ЧС (объектовая) Сахалинской области

Самостоятельная работа

Домашнее задание

Задание: напишите доклад о техногенных авариях (катастрофах), произошедших на территории г. Южно-Сахалинска или Сахалинской области.

Какие потенциально опасные объекты расположены в г. Южно-Сахалинске, в Сахалинской области?

Напишите мини-сочинение о реальных авариях и катастрофах, произошедших в Сахалинской области, г. Южно-Сахалинске и причинах их возникновения.

Самостоятельная работа

1.2. Краткая характеристика основных типов ЧС техногенного характера и их последствий

Закрепление полученных знаний на уроке

Какие техногенные аварии и катастрофы возможны в г. Южно-Сахалинске, в Сахалинской области? Составьте ранжированный список (по убыванию степени вероятности возникновения) аварий и катастроф.

При каких условиях Сахалинской области или иных авария (катастрофа) может перерасти в ЧС?

Самостоятельная работа по вопросам повышенной трудности

1.3. Основные причины техногенных аварий и катастроф

Формирование новых знаний, условий и навыков

Задание: Ответьте письменно на вопросы:

Каковы, по вашему мнению, наиболее часто встречающиеся причины аварий (катастроф) в г. Южно-Сахалинске, Сахалинской области?

Какие чрезвычайные ситуации (ЧС) техногенного и экологического характера могут возникнуть при:

- природном наводнение в Сахалинской области?

- цунами в Сахалинской области?

- обвале в Сахалинской области?

- урагане, шквальном ветре в условиях Сахалинской области?

Самостоятельная работа

Домашнее задание

Предложите перечень мероприятий, которые необходимо проводить на промышленных предприятиях Сахалинской области для снижения вероятности возникновения техногенных аварий (катастроф)?

Глава 2. Пожары и взрывы

2.1. Пожары

Развитие умственных способностей, умений и навыков

Перечислите основные способы прекращения горения, применяемые при тушении пожара:

в многоквартирном доме г. Южно-Сахалинска

*на нефтяном, газовом месторождении северной части о. Сахалин

* - задание повышенной трудности

Задание: найдите информацию о группах возгораемости веществ и материалов, используемых в производственной сфере человека в Сахалинской области?

Домашнее задание

2.2. Взрывы

Закрепление полученных на уроке знаний

Задание: письменно ответьте на вопросы:

Перечислите промышленные и хозяйственные объекты Сахалинской области, относящиеся к взрывоопасным.

Являются ли взрывоопасные объекты Сахалинской области также и пожароопасными? Обоснуйте свой ответ и приведите примеры.

Самостоятельная работа

2.3. Условия и причины возникновения пожаров и взрывов

Развитие умственных способностей, умений и навыков

Вопросы:

1. Какие ошибочные действия жильцов приводят к пожарам и взрывам в жилом секторе г. Южно-Сахалинска?

2. Что мешает людям в местах массового скопления (магазинах, театре, гостиницах г. Южно-Сахалинска) успешно справиться с пожаром?

Беседа

Домашнее задание

Найдите дополнительную местную информацию о пожарах (природных и техногенных), произошедших на территории Сахалинской области?

2.4. Возможные последствия пожаров и взрывов

Домашнее задание

Задание: используя учебную и дополнительную информацию, заполните таблицу

Последствия пожаров и взрывов на промышленных предприятиях и в жилом секторе Сахалинской области

Последствия

Взрыв

Пожар

Промышленные предприятия

Жилой сектор

Социальны

Экономические

Экологические для Сахалинской области

2.5. Меры пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов

Закрепление полученных на уроке знаний

Задание:

Составьте схему (план) эвакуации людей в случае возникновения пожара в школе Сахалинской области.

Составьте для действий в случае, если пожар возник в квартире, при условии, что вы проживаете на 4-5 этаже.

Самостоятельная работа с учеников

Глава 3. Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ

3.1. Химические вещества и опасные объекты

Закрепление полученных на уроке знаний

Задание: используя дополнительную информацию, определите отрасли экономики Сахалинской области, в которых используются АХОВ и заполните таблицу.

Отрасль экономики Сахалинской области

АХОВ

Возможные аварии (катастрофы)

Последствя для Сахалинской области

Самостоятельная работа по заполнению таблицы

3.4. Правила поведения и действия населения при авариях на ХОО

Домашнее задание

Задание:

На основании памятки (инструкции) Управления ГО и ЧС Сахалинской области, карты г. Южно-Сахалинска и места расположения ХОО составьте текст речевой информации о действиях населения при аварии.

Используя материал § 4.1, а также дополнительную справочную литературу, составьте таблицу отличительных признаков АХОВ, которые с большей долей вероятности используются на промышленных предприятиях г. Южно-Сахалинска, Сахалинской области.

Признаки

Запах

Цвет

Плотность (легчели тяжелее воздуха)

Степень опасности

Область применения, предприятие

Основные признаки поражения человека

АХОВ

Аммиа

Хлор

Синильная кислота

Фосген

Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ

4.1. Радиоактивность и радиационно опасные объекты

Развитие умственных способностей, умений и навыков

Вопросы:

Назовите виды радиационно опасных объектов

Есть ли радиационно опасные объекты в Сахалинской области, в Дальневосточном регионе?

К какой чрезвычайной ситуации могут привести аварии радиационно опасных объектов в Дальневосточном регионе?

Беседа

4.5. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности

Домашнее задание

Смоделируйте рекомендации, которые следует соблюдать, если жители Сахалинской области будут проживать на радиоактивно зараженной местности

Письменная работа

Глава 5. Гидродинамические аварии

5.1. Гидродина-мические аварии и гидротехнические сооружения

Формирование новых знаний, умений и навыков

Вопросы:

Какие стихийные бедствия природного характера в Сахалинской области могут вызывать образование гидродинамических аварий?

Какие топографические особенности местности Сахалинской области могут повлиять на образование гидродинамических аварий?

Беседа

Глава 6. Нарушение экологического равновесия

6.1. Экология и экологическая безопасность

Формирование новых знаний, умений и навыков

Вопросы:

Приведите примеры видов воздействия человека на окружающую природную среду Сахалинской области.

Приведите примеры источников загрязнения окружающей среды Сахалинской области.

Какие природные факторы Сахалинской области влияют на загрязнение окружающей среды?

Беседа

Домашнее задание

Составьте и заполните таблицу о влиянии предприятий на территории Сахалинской области (г. Южно-Сахалинск) на окружающую природную среду.

ПредприятияСахалинской области

Воздействие на окружающую природную среду

Рекомендации по улучшению экологической обстановки Сахалинской области

Письменно ответьте на вопрос: что вы можете предложить для повышения экологической безопасности в Сахалинской области?

Самостоятельная работа

6.3. Загрязнение атмосферы

Развитие умственных способностей, умений и навыков

Вопрос: Назовите основные источники загрязнения атмосферы в г. Южно-Сахалинске, Сахалинской области?

Задание: Дайте оценку состоянию атмосферы в г. Южно-Сахалинске или Сахалинской области.

Беседа

Самостоятельная работа

6.4. Загрязнение почв

Домашнее задание

Задание: Заполните схему:

Самостоятельная работа по составлению схемы

6.5. Загрязнение природных вод

Закрепление полученных на уроке умений и навыков

Составьте схему:

Самостоятельная работа по заданию

6.6. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ (ПДК). Краткая характеристика экологической обстановки в России

Домашнее задание

Задание:

Перечислите основные законодательные акты и выскажите свои предложения, какие вопросы регулируют каждый из них в Сахалинской области?

Выясните, какие вещества наиболее сильно загрязняют атмосферу, почву и воду в районе вашего проживания (г. Южно-Сахалинск); отметьте, превышают ли концентрации загрязняющих веществ допустимые значения.

Выясните, какими веществами может быть загрязнен район вашего проживания (г. Южно-Сахалинск) в случае аварии на предприятиях Сахалинской области (Дальневосточного региона). Какие действия вы предпримите при возникновении такой ситуации?

Самостоятельная работа по составлению реферата

Страницы: 1 2 3 

Новые статьи:

Содержание экспериментального исследования и анализ его результатов
На констатирующем этапе исследования мы проводили анкетирование учащихся с целью выявления отношения школьников к краеведению (вопросы 1 – 4) и исходного уровня знаний краеведческого характера у школьников (вопросы 5 – 8). Ученикам были предложены следующие вопросы: Что вы понимаете под понятием «к ...

Основы построения информационной модели
С понятием "модель" мы сталкиваемся с детства. Игрушечный автомобиль, самолет или кораблик для многих были любимыми игрушками, равно как и плюшевый медвежонок или кукла. В развитии ребенка, в процессе познания им окружающего мира, такие игрушки, являющиеся, по существу, моделями реальных ...

Свойства знаний
· Знания могут обладать разными качествами. Согласно И.Я. Лернеру, В.М. Полонскому и др., таковыми, например, являются: o системность, o обобщенность, o осознанность, o гибкость, o действенность, o полнота, o прочность (рис. 2). · Знания, приобретаемые в процессе обучения, характеризуются различной ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru