Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Новое образование » Педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни. В связи с этим исследования природы одарённости и таланта, разработка научных методов их диагностики и программ развития все больше привлекают внимание исследователей теоретиков и практиков.

В 90-х годах прошлого столетия эта проблема была поставлена в нашей стране, как государственная. Остроактуальными стали не только теоретические вопросы одарённости и способностей, но и практические проблемы, связанные с образованием и воспитанием одарённых детей.

Исследование проблемы одарённости в дошкольном детстве, начиналось в лаборатории развития способностей научно-исследовательского института дошкольного воспитания под руководством Л.А. Венгера, проводилось изучение музыкальной одарённости (руководитель темы - К.В. Тарасова). В детском саду № 2036 г. Москвы была открыта специальная группа одарённых детей, среди которых были и музыкально одарённые. В фокусе внимания исследователей оказался процесс становления системы музыкальности, составляющих ее музыкальных способностей, индивидуальные и возрастные особенности их развития у дошкольников с выраженными задатками одаренности, в том числе музыкальной. Эта работа привлекла внимание, т.к. наш детский сад реализует программу «Развитие» Л,А, Венгера, в которой особое внимание уделяется работе с одаренными детьми.

Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, легко усваивают дополнительный материал, их привлекает сценическая деятельность. Индивидуальные занятия воспринимаются ими, как награда, а не как дополнительная нагрузка. Таким образом, проблема организации работы с музыкально одаренными детьми стала актуальной и значимой для музыкального руководителя детского сада.

На территории п. Рефтинский в 2010 году стартовала муниципальная комплексная целевая программа «Поддержка талантливых детей» на 2010-2012 годы. Целью, которой является - выявление и поддержка творческих способностей и инициатив талантливых детей, развитие оптимальной образовательной среды, способствующей самоопределению, самореализации личности. Авторы программы акцентируют внимание педагогического сообщества на том, что выявление одаренных детей должно начинаться уже в детском саду на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности образовательного учреждения. В рамках этой программы в течение учебного года реализуются различные мероприятия, к участию в которых привлекаются дети с дошкольного возраста, что в свою очередь, будет способствовать раскрытию и развитию личностного потенциала способных и одаренных детей. Таким образом, детские сады получили социальный заказ на выявления таковых детей и соответственную их подготовку.

Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем

:

· Выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;

· Подбор методов и приёмов развития музыкальных способностей, а так же обеспечения реализации творческого потенциала таковых детей;

· Актуализация проблем одаренных детей перед другими участниками образовательного процесса – родителями и педагогами образовательного учреждения.

Объект проектирования

– педагогическое сопровождение музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста.

Предмет проектирования

- психолого-педагогические условия развития творческого потенциала музыкально одаренных детей старшего дошкольного возраста.

Цель

– Создание условий для реализации и развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.

Задачи:

1. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;

2. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;

3. Выявить детей с выраженной музыкальностью.

4. Организовать кружковую и индивидуальную работу с детьми с выраженной музыкальностью.

5. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми.

Гипотеза:

Организация педагогического сопровождения музыкально одаренных дошкольников будет способствовать реализации и развитию их творческого потенциала.

Реализация проекта осуществляется в следующих направлениях

:

- Работа с детьми,

- Работа с педагогами и родителями.

Участниками проекта являются воспитанники детского сада №50 «Колобок», педагоги и родители. Настоящий проект рассчитан на 5 лет следующего межаттестационного периода с 2010 по 2015 г.г., ниже в таблице приведены этапы его реализации.

Этапы реализации проекта

Задачи

Сроки

Подготовительный

1. Исследовать психолого-педагогические подходы изучения феномена музыкальной одаренности, проявившейся в дошкольном возрасте;

2. Разработать проект детского объединения «Жемчужинки»

2010 г.

Диагностический

1. Подобрать, разработать методы выявления музыкально одаренных детей в ходе воспитательно-образовательного процесса;

2. Выявить детей с выраженной музыкальностью

2010 г.

Практический

1. Организовать индивидуальную работу с музыкально одаренными детьми

2. Организовать просветительскую работу с родителями и педагогами по вопросам взаимодействия с музыкально одаренными детьми

2011 - 2014 г.г.

Аналитический

Анализ созданных педагогических условий для развития творческого потенциала музыкально одаренных дошкольников.

2015 г.

В течение реализации проекта промежуточные результаты, достижения воспитанников будут отражаться в ежемесячном выпуске газеты «Колобок». Яркие мероприятия проекта и наиболее значимые достижения воспитанников будут представлены в местной газете «Тевиком», а так же на сайте Управления образования п. Рефтинский. Итоговые результаты реализации проекта, обобщенный педагогический опыт будут представлены педагогическому сообществу.

Новые статьи:

Сущность и формы социальной поддержки алкоголезависимых семей, воспитывающих детей дошкольного возраста
Социальная поддержка - это «система мероприятий субъектов социальной работы, направленная на решение проблем лиц, находящихся в сложных жизненных обстоятельствах, путем предоставления им помощи и необходимых видов социальных услуг». Выделяют следующие наиболее распространенные виды социальной подде ...

О жизни и творчестве Петра Ильича Чайковского
П.И.Чайковский (7 мая 1840 г. – 6 ноября 1893 г.) – гениальный русский композитор, гордость русской музыкальной культуры. Родился в рабочем посёлке Воткинск, в семье начальника Камско-Воткинского горного округа Ильи Петровича. В родном Воткинске Чайковский провел только восемь детских лет, но воспо ...

Педагогические условия взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения
За многовековую историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Сегодня уже не ведется спор о том, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Современная наука ед ...

Разделы

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru