Понятие «ценность», «ценностное отношение»

Страница 3

б) ценности материальной жизни: природные ресурсы, труд, орудия и продукты труда, необходимые для существования человечества и его воспроизводства;

в) ценности социальной жизни: различные общественные образования, возникающие в ходе прогрессивного развития человечества, общественные институты, необходимые для жизнедеятельности общества (семья, нация, класс, государство и т.д.);

г) ценности духовной жизни и культуры: научные знания, философские, нравственные, эстетические и другие представления, идеи, нормы, идеалы, призванные удовлетворять духовные потребности людей.

В данной квалификации первая группа ценностей не расположена в одном ряду с остальными, относясь к формальной стороне ценностей.

В.П. Тугарин, объединяет ценности в два больших класса: ценности жизни (жизнь, здоровье, радости жизни, общение с себе подобными, природа и т.д.) и ценности культуры. Последнее подразделяют на материальные ценности, социально политические (общественный порядок, мир, безопасность, свобода, равенство, справедливость, человечность и т.п.) и духовные. Духовные ценности - это ценности науки (критерий - «истина»), ценности морали (критерий - «добро»), ценности искусства (критерий - «красота»). Высшей ценностью В.П. Тугаринов считает человека.

Анализ исследований в области аксиологии (З.И. Равкин, В.П. Тугаринов, О.Г. Дробницкий, Т.В. Любимов и др.) позволяют нам выделить следующие группы ценностей: интеллектуальные, социальные, религиозные, эстетические, материальные, валеологические.

Нравственные: добро, свобода, милосердие, мир, долг, верность, честность, благодарность и т.д.

Интеллектуальные: истина, знание, познание, творчество.

Религиозные: святыня, таинство, благочестие, обряды, реликвии, вера и др.

Эстетические: красота, гармония, и др.

Социальные: семья, этнос, Отечество, человечество, дружба, общение и др.

Материальные. Материальные ценности призваны удовлетворять материальные потребности человека, т.е. потребность в материальных благах, необходимых для обеспечения физического существования и развития людей: потребность в питании, одежде, жилище, в средствах сохранения и производства всех этих благ: в материалах, в орудиях труда. Потому к материальным ценностям можно отнести следующее: природные ресурсы и явления, жилище, одежду, орудия труда, материалы, технику, мебель, посуду, деньги, а для младших школьников еще и школьные вещи, игрушки.

Валеологические: жизнь, здоровье, пища, вода, воздух, сон, труд. Валеологические ценности призваны обеспечить индивидуальное и видовое существование человека.

«Ценностные отношения» - это принцип связи объектов познания с ценностями, введенный в науку Риккертом Г. и развитый М.Вебером.

Риккерт Г. считал принцип отношения к ценностям важнейшим в процессе образования и идеографических, т.е. индивидуализирующих, понятий и суждений. По Риккерту Г. «логическая цель» индивидуализирующего понимания действительности сама по себе еще не дает указания на то, «индивидуальность каких именно объектов существенна и что именно из их индивидуальности должно быть принято во внимание историческим изложением».Такие указания может дать только отношение к ценности, индивидуальное может стать существенным «лишь под углом зрения какой-либо ценности», а потому уничтожение «всякой связи с ценностями» означало бы и «уничтожение исторического интереса и самой истории».

Придерживаясь риккертовского понимания отнесения к ценности, Вебер дал свою версию этой концепции, выделив в акте отнесения к ценности стадию «оценки объектов», осуществляемой на основе «Ценностных точек зрения» ученого, и стадию «теоретико-интерпретативного» размышления о возможностях «отнесениях» этих объектов к ценности. Первая стадия представляет собой по Веберу не «понятие», а сложное «ощущение» или «воление», в высшей степени индивидуальное по своей природе. На второй стадии, по его мнению, осуществляется преобразование объектов первоначальной (волевой) оценки в «исторические индивидуумы». Соотнося объект с определенной системой ценностей, ученый доводит «до своего сознания» и сознания других людей его конкретную индивидуальную и «неповторимую форму», в которой воплотилось ценностное содержание исследуемого объекта. Таким образом, утверждается его универсальное «значение».

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Разделы

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru