Классный руководитель любого учебного заведения прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса, группы, клуба, объединения. Результативность деятельности классного руководителя, воспитателя может быть оценена с помощью самых разных критериев. К ним относятся: упорядоченность жизнедеятельности класса, группы, объединения; наличие и уровень зрелости классного коллектива; общий психологический климат группы, класса; социальная защищенность каждого члена коллектива, его комфортность; реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся; активная позиция классного руководителя; участие в опытно-экспериментальной или исследовательской работе; вовлечение родителей учащихся в дела класса, группы и коллектива.
Слагаемыми педагогического мастерства классного руководителя являются знания и умения по детской и подростковой возрастной психологии, педагогической психологии и социальной педагогике; знания теоретических основ воспитания; владение технологией воспитательного воздействия на личность, группу, коллектив; широкая образованность и духовная культура, интеллигентность; бережное отношение к накопленному отечественному и мировому педагогическому опыту, опыту и традициям народной педагогики; способность преодолевать отжившие штампы и стереотипы, находить нетрадиционные воспитательные технологии и брать на себя ответственность за педагогическое новаторство; ориентация на человека, и прежде всего на ребенка, подростка, как на высшую ценность, уникальную человеческую личность; опора на науку, способность прогнозировать и просчитывать свои действия, владение приемами анализа и самоконтроля, умение педагогически осмыслить новые социально-экономические условия, оценить тенденции с позиций педагогической целесообразности; вера в человека, в пользу своего дела, педагогический оптимизм, мужество и сила воли; коммуникабельность, сотрудничество в основе отношений.
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.
Л.И. Маленкова согласно воспитательной позиции во взаимодействии школы и семьи, выделяет следующие функции классного руководителя:
1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;
2) психолого-педагогическое просвещение родителей;
3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;
4) корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;
5) взаимодействие с общественными организациями родителей.
Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания. Классный руководитель должен знакомить родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы, со спецификой, задачами и проблемами предстоящего года.
Психолого-педагогическое просвещение родителей. Р.М. Капралова выделяет требования, которые должны обеспечит высокую эффективность психолого-педагогического просвещения:
1.Вооружение родителей знанием научных основ теории воспитания.
2.Психолого-педагогическое просвещение должно носить опережающий, предупредительный характер.
3.Психолого-педагогическое просвещение должно рассматриваться только как функция всего педагогического коллектива школы: в соответствии с программой, с учетом подготовленности и желания учителя или другого работника школы в конце учебного года распределяются темы для подготовки к чтению лекций.
4.Психолого-педагогическое просвещение должно рассматриваться как обязательное и принимать форму всеобуча родителей.
5.Психолого-педагогическое просвещение должно сочетать теоретическую подготовку родителей с практической направленностью всех занятий, нацеленностью всех форм и методов работы на раскрытие диалектики воспитания, т.е. на обучение родителей методам активного воздействия на психику ребенка.
Педагогические технологии: понятие, качества, научные
основы
В научном понимании и употреблении термина «педагогическая технология» существуют большие разночтения, среди которых можно выделить четыре позиции (Г.К. Селевко): технология может пониматься как средство, как способ, как научное направление, как многомерное понятие. В настоящее время в зарубежной и ...
Понимание качества людьми различных слоев общества и интересов
Традиционный вывод, по-видимому, такой: качество понимается по-разному людьми различных интересов. Любая система дистанционного образования включает в себя много разных элементов и процессов, и степень важности, придаваемой этим разным компонентам, зависит от того, люди какой группы интересов интер ...
Отношение преподавателей к рейтинговой оценке
Не смотря на то, что наибольший резонанс в ТюмГУ вызывает рейтинговая оценка деятельности преподавателей, все же сама система менеджмента качества, формируемая в ТюмГУ предполагает наличие не только рейтинговой оценки деятельности преподавателей, но и рейтинг структурного подразделения (кафедры, фа ...