Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями

Новое образование » Модель взаимодействия классного руководителя с семьей » Основные функции деятельности классного руководителя и способы его общения с родителями

Страница 2

Классный руководитель любого учебного заведения прогнозирует, анализирует, организует, сотрудничает, контролирует повседневную жизнь и деятельность учащихся своего класса, группы, клуба, объединения. Результативность деятельности классного руководителя, воспитателя может быть оценена с помощью самых разных критериев. К ним относятся: упорядоченность жизнедеятельности класса, группы, объединения; наличие и уровень зрелости классного коллектива; общий психологический климат группы, класса; социальная защищенность каждого члена коллектива, его комфортность; реальный рост воспитанности и общей культуры учащихся; активная позиция классного руководителя; участие в опытно-экспериментальной или исследовательской работе; вовлечение родителей учащихся в дела класса, группы и коллектива.

Слагаемыми педагогического мастерства классного руководителя являются знания и умения по детской и подростковой возрастной психологии, педагогической психологии и социальной педагогике; знания теоретических основ воспитания; владение технологией воспитательного воздействия на личность, группу, коллектив; широкая образованность и духовная культура, интеллигентность; бережное отношение к накопленному отечественному и мировому педагогическому опыту, опыту и традициям народной педагогики; способность преодолевать отжившие штампы и стереотипы, находить нетрадиционные воспитательные технологии и брать на себя ответственность за педагогическое новаторство; ориентация на человека, и прежде всего на ребенка, подростка, как на высшую ценность, уникальную человеческую личность; опора на науку, способность прогнозировать и просчитывать свои действия, владение приемами анализа и самоконтроля, умение педагогически осмыслить новые социально-экономические условия, оценить тенденции с позиций педагогической целесообразности; вера в человека, в пользу своего дела, педагогический оптимизм, мужество и сила воли; коммуникабельность, сотрудничество в основе отношений.

Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы классного руководителя. По своему статусу классный руководитель в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; будучи специалистом в области педагогики и психологии, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Классный руководитель должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой.

Л.И. Маленкова согласно воспитательной позиции во взаимодействии школы и семьи, выделяет следующие функции классного руководителя:

1) ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой;

2) психолого-педагогическое просвещение родителей;

3) вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность;

4) корректировка воспитания в семьях отдельных учащихся;

5) взаимодействие с общественными организациями родителей.

Ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, организуемого школой, обусловлено необходимостью выработки единых требований, общих принципов, определения цели и задач воспитания. Классный руководитель должен знакомить родителей с собственной жизненной и педагогической позицией, с целью, задачами и программой своей будущей деятельности, с планом воспитательной работы, со спецификой, задачами и проблемами предстоящего года.

Психолого-педагогическое просвещение родителей. Р.М. Капралова выделяет требования, которые должны обеспечит высокую эффективность психолого-педагогического просвещения:

1.Вооружение родителей знанием научных основ теории воспитания.

2.Психолого-педагогическое просвещение должно носить опережающий, предупредительный характер.

3.Психолого-педагогическое просвещение должно рассматриваться только как функция всего педагогического коллектива школы: в соответствии с программой, с учетом подготовленности и желания учителя или другого работника школы в конце учебного года распределяются темы для подготовки к чтению лекций.

4.Психолого-педагогическое просвещение должно рассматриваться как обязательное и принимать форму всеобуча родителей.

5.Психолого-педагогическое просвещение должно сочетать теоретическую подготовку родителей с практической направленностью всех занятий, нацеленностью всех форм и методов работы на раскрытие диалектики воспитания, т.е. на обучение родителей методам активного воздействия на психику ребенка.

Страницы: 1 2 3 4

Новые статьи:

Показатели полноценного психологического развития ребенка в дошкольный период, как условие его успешной адаптации
Наука о психическом развитии ребенка – детская психология – зародилась как ветвь сравнительной психологии в конце XIX века. Точкой отсчета для систематических исследований психологии ре­бенка служит книга немецкого ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка». В ней В. Прейер описывает резу ...

Психологические трудности дошкольников
Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский садик несомненно является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и ли ...

Интеграционные процессы в химии и экологии
Рассмотрение экологических вопросов требует, наряду с традиционными биологическими, географическими, социальными и другими аспектами, химического подхода. В основе процессов жизнедеятельности, как и в основе изменения химического состава окружающей среды, лежит превращение веществ. Для описания эко ...

Разделы

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.detailededu.ru