Все люди овладевают двигательной памятью. Однако проявляется она у каждого человека по-разному. Эти индивидуальные различия зависят от двух факторов: от врожденных физических способностей организма; от степени правильной выучки, упражнений и тренировки выработки двигательных навыков. В результате индивидуальных особенностей каждый человек обладает своим темпом, стилем, движением при ходьбе, письме. Люди с развитой двигательной памятью лучше усваивают новый материал при изложении его в письменном виде. Процесс написания слов существенно способствует их запоминанию практически у всех людей. Иногда возникает сомнение в правильности написания какого-либо слова. В этом случае выручает двигательная память: рука как бы «сама» пишет это слово правильно. Не случайно К.Д. Ушинский отмечал, что «безошибочная орфография приобретается также и упражнением руки». Поэтому один из путей выработки грамотности – переписывание текстов.
Целесообразно развести два понятия: двигательная память и память на движения. Под первым следует понимать память на кинестетические (проприорецептивные) ощущения, которая относится к образным видам памяти. Под вторым следует понимать полимодальное запоминание движений с участием зрительной, слуховой, тактильной, вестибулярной и двигательной памяти. Весьма вероятно, что неравномерность быстроты формирования двигательных навыков у разных людей на разных этапах обучения связана с тем, какой вид памяти у данного человека развит хуже, а какой лучше.
Быстрота формирования двигательного навыка зависит также от памяти на последовательность движений, которая связана с развитием и превалированием второй сигнальной системы. Можно обладать большим объемом образной памяти на состав движений и малым объемом памяти на последовательность движений, поэтому последняя нуждается в том, чтобы на нее обращали специальное внимание.
Двигательная память многообразна. Это и запоминание усилий, амплитуд, быстроты движений, это и запоминание темпа, ритма движений, их последовательности. Запоминание разных характеристик движений происходит с разной успешностью.
Процесс забывания заданных эталонов движений следует учитывать при многократном повторении движений в процессе тренировки: ведь при плохой двигательной памяти обучающийся, повторяя движения, не закрепляет правильное движение, а, ориентируясь каждый раз на все более искажающийся субъективный эталон, закрепляет неправильные движения.
Понятие формы
Воспитательная работа, как любое социально-психологическое культурологическое явление, имеет форму. Форма воспитательной работы – это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обе ...
Психолого-педагогические возможности знакомства дошкольников с цветом
В старшей группе дошкольных учреждений закрепляются знания детей об эталонах цвета, хроматических цветах, их названиях. Дети учатся различать как хроматические цвета сильного контраста (прямого): желтый и синий, красный и зеленый, синий и зеленый, так и слабого контраста (обратного): красный и фиол ...
Успешный опыт реализации схем взаимодействия
инновационных компаний и вузов в развивающихся странах
В 2003 г. на XVI съезде Коммунистической партии Китая была утверждена программа социально-экономического развития страны до 2020 г., нацеленная на создание базы, обеспечивающей к 2050 г. коренную модернизацию экономики Китая, превращение его в богатое, демократическое и цивилизованное государство. ...